В столичном парке «Сокольники» прошла презентация проекта «Симфонический Re:StArt».
Традиция летних концертов под открытым небом давно полюбилась горожанам, но этот раз повод особый – 100 лет назад именно в этом месте состоялась премьера Первого фортепианного концерта молодого, ещё неизвестного Сергея Прокофьева.
Тот же день, то же место и то же произведение… только 100 лет спустя. На симфонической эстраде парка «Сокольники» накануне вечером вновь звучала музыка Сергея Прокофьева. Именно здесь 7 августа 1912 года состоялось одно из первых исполнений его Первого фортепианного концерта.
В это трудно поверить, но первый прокофьевский концерт не был понят ни критиками, ни публикой. Сразу же после премьеры произведение назвали грубым, варварским и даже футбольным. Кто-то из слушателей крикнул: «Такую музыку нам могут дома показывать кошки!».
Много экспрессии, смелости и даже заимствований. Композитора упрекали, что он издевается над классикой, будто пародирует фортепианные концерты то Чайковского, то Листа. Уже наши современники поясняют: не пародирует, а апеллирует, только в нарочито экстравагантной форме.
«Молодой Сергей Сергеевич был человеком очень экстравагантным. Он очень любил эпатировать, очень любил некий дух скандала. Другой вопрос, что за этой скандальностью стоит огромная, потрясающе глубокая и разнообразная фигура в мировом искусстве»,
– рассказывает автор идеи проекта, музыкальный журналист Михаил Сегельман.
Спустя годы первый концерт Прокофьева стал мировой классикой. Вместо упреков в безумстве – хвала ярким и жизнеутверждающим музыкальным решениям.
«В этом произведении действительно есть такие места, которые у меня, когда я слушаю этот концерт, стабильно выбивают слезу. Таких мест вообще в музыкальной литературе не так много, и я их для себя знаю наперечет.
Как начало «Лебединого озера». Прокофьева здесь много, это и «Золушка», в «Ромео» есть такие куски. И есть такие куски в Первом концерте. То, что было написано молодым человеком на окончание консерватории – это настолько зрело, совершенно по художественному почерку»,
– признается заслуженный артист РФ, солист Московской государственной академической филармонии Александр Гиндин.
К воссозданию премьеры вековой давности подошли с особым тщанием. Даже рояль на сцене той же марки, что и сто лет назад.
Симфонический рестарт приурочили к еще одной дате – двухсотлетию войны 1812 года, поэтому в программу органично вплели фрагменты оперы Прокофьева «Война и мир».
«Премьера прошла у нас в конце марта в театре Станиславского и Немировича-Данченко в этом году. Я была целых три вечера подряд Наташей, и это для меня все еще пока в новинку. Как и выступать на открытой площадке в родном городе»,
– рассказывает исполнительница партии Наташи Ростовой Наталья Петрожицкая.
Для Натальи Петрожицкой выступать на открытой эстраде – в новинку. А вот 100 лет назад премьера в «Сокольниках» могла вывести композитора на самую вершину Музыкального Олимпа, заставить говорить о нем.
Проект «Симфонический Re:StArt» – век спустя – надежда на новую музыкальную жизнь на старой площадке.
ГТРК “Культура”