Произведения, прозвучавшие в концерте Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» под управлением его художественного руководителя Дмитрия Юровского 12 ноября 2014 г. в Светлановском зале Дома музыки, объединяла цитата из Пушкина в названии программы «О, Моцарт, Моцарт!».
Объединяло их и то, что они или сочинены Моцартом в последний год его жизни или были последними в жанре. А завершало вечер концертное исполнение одноактной оперы Николая Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери».
Программа:
В. А. МОЦАРТ – Увертюра к опере «Волшебная флейта»;
Симфония № 41 до мажор «Юпитер». К. 551;
Реквием К. 626 (фрагменты);
Мотет «Ave verum corpus» К. 618;
Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ – Драматические сцены по Маленькой трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Моцарт – Ярослав Абаимов (тенор); Моцарт-пианист –Грегори Мартин; Сальери – Сергей Лейферкус (баритон); Слепой скрипач – концертмейстер оркестра Родион Петров.
Государственная хоровая капелла им. А. Юрлова. Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония». Дирижёр – Дмитрий Юровский.
Концерт начался исполнением увертюры к последней опере Моцарта «Волшебная флейта», премьера которой прошла 30 сентября 1791 года, за два месяца до его кончины. И композитор, и либреттист — Шиканедер — состояли в масонском братстве, и потому опера насыщенна масонской символикой и смыслами. Но сам жанр, избранный авторами для своего детища — зингшпиль, не предполагает никакой драмы. Так увертюра к ней и прозвучала у Дм. Юровского.
Последняя симфония Моцарта № 41 до мажор (1788) – самая монументальная из его симфоний, получившая название «Юпитер», хотя автор никак её не называл. Насколько мне известно, эта симфония исполнялась дирижёром впервые. У Дм. Юровского она прозвучала очень свежо и незаштампованно. Он исполнил её сосредоточенно, в сдержанной манере, скупыми оркестровыми красками, как бы графично и очень крепко по форме.
Наибольший интерес вызвало концертное исполнение одноактной оперы Н. Римского-Корсакова на незначительно сокращённый текст пьесы из «Маленьких трагедий» Пушкина. Этот интерес определялся, в первую очередь, участием в ней одного из лучших баритонов мира Сергея Лейферкуса в партии Сальери.
На самом деле правильнее назвать это исполнение semi-stage. На сцене – два кресла, стол с бутылкой вина и двумя бокалами, старинное пианино (из кабинета Дм. Юровского в ММДМ). Собственно, ничего больше даже для полноценной сценической постановки этой оперы и не нужно. Всё действие разворачивается сначала в доме Сальери, а потом в комнате трактира вокруг стола – перемещаясь ненадолго к пианино. В роли Моцарта-пианиста выступил стипендиат Благотворительного фонда Владимира Спивакова Грегори Мартин. Партию слепого скрипача исполнил концертмейстер оркестра Родион Петров, после чего вернулся на своё место за первым пультом первых скрипок.
Цитату из «Реквиема» Моцарта «Requiem aeternam» ввёл в партитуру оперы сам Римский-Корсаков. Авторы сценария этого исполнения добавили ещё цитаты: сразу после вступительного хора звучит известный хор «Lacrimosa». В промежутке между тем, как Моцарт уходит от Сальери и возвращается уже в трактир, где Сальери подсыпает яд в его бокал, как предостережение звучит «Confutatis maledictis» («Посрамив нечестивых»).
Завершается опера у Дм. Юровского одним из высших достижений Моцарта в сфере религиозной музыки – мотетом «Ave verum corpus» («Радуйся, истинное тело»), также написанном в 1791 году. Дух маленького шедевра Римского-Корсакова все эти дополнения ни в малой степени не исказили.
Исполнитель партии Моцарта Ярослав Абаимов обладает красивым, хотя и не очень большим лирическим тенором. Образ Моцарта, созданный им – лёгкого, беззаботного человека, вполне соответствует и пьесе Пушкина, и музыке Римского Корсакова.
Уже первые фразы, спетые Лейферкусом, показали, что он, несмотря на возраст (ему исполнилось 68) в прекрасной вокальной форме. Голос звучал насыщенно, ровно и полноценно во всех регистрах.
Превосходный вокал Лейферкуса не вызвал у меня удивления: ещё в феврале прошлого сезона, выступая в Камерном зале ММДМ с большой сольной программой романсов (от Бородина до Кабалевского), Лейферкус произвёл на всех потрясающее впечатление.
Во-первых, как музыкант: он умеет в коротком романсе показать, хотя бы несколькими штрихами, портрет композитора.
Во-вторых, как актёр. Тщательно выстраивая драматургию каждого романса, он и в них невероятно сценичен.
И в-третьих (это самое главное), он поразил всех совершенным, без всякой скидки на возраст, вокалом необыкновенной красоты. Голос свободно, без какого-то ни было напряжения, лился во всех регистрах. Ну а феноменальная дикция – фирменная марка Лейферкуса. И ещё нельзя не отметить его аристократизм, элегантность и сдержанность в поведении на сцене. Он величав и несуетлив, очень экономен в актёрских приёмах – ничего лишнего. Такой своеобразный драматический минимализм.
В «Моцарте и Сальери» все эти качества певец продемонстрировал в полной мере. Он создал образ шекспировского масштаба: не мелкого злобного завистника, а исполнителя тяжёлой, но необходимой миссии. Лейферкус не только прекрасно спел партию, но в чём-то оппонировал Пушкину, сыграв Сальери отнюдь не оперным злодеем. Он в своём злодействе величествен. Гений актера и злодейство персонажа слились. «А голос так дивно звучал!» – хотя это совсем из «другой оперы» (точнее, романса).
Хоровая часть программы прекрасно прозвучала в исполнении Государственной академической хоровой капеллы им. А. Юрлова.
Безукоризненно показал себя во всех номерах программы оркестр, уже четвёртый сезон возглавляемый Дмитрием Юровским – младшим из музыкальной династии, охватывающей четыре поколения. Группы оркестра точно выстроены с точки зрения баланса как внутри групп, так и между ними. Оркестр в целом звучит очень слаженно – и при этом гибко и незажато, точно следуя жесту не только главного, но и приглашённых дирижёров.
В коллективе прекрасная творческая атмосфера. Я бываю на репетициях оркестра. Оркестранты относятся к ним, как к совместному творческому процессу (который может и выйти за рамки обговоренного официального времени репетиции), а не рутине «по расписанию». Коллектив по-настоящему заинтересован в общем художественном результате».
В этом сезоне оркестр стал успешно выступать не только в Светлановском зале, но и на других престижных концертных площадках столицы – в Большом зале консерватории, Зале им. Чайковского, Государственном Кремлевском дворце.
На сегодня оркестр Москвы прочно занял место в пятерке лучших симфонических коллективов столицы.
Владимир Ойвин