Ведущие московские музыкальные журналисты дают смущенные комментарии о ситуации вокруг Госоркестра. Ситуация накалилась до предела и похоже, что сегодня никто, кроме Министра культуры, не сможет эту ситуацию разрешить.
Ситуация, сложившаяся в ГАСО им. Светланова под руководством дирижера Марка Горенштейна после скандала на конкурсе Чайковского и последовавшего за ним обращения музыкантов оркестра к министру культуры (напомним, в письме оркестрантов содержалась просьба уволить художественного руководителя), застыла в напряженном ожидании развязки.
В противостоянии уже приняли участие не только оркестранты и дирижер (об этом говорили некоторое время назад), но и несколько деятелей культуры, подписавшие письмо министру о возродившем оркестр Горенштейне (некоторые из них, по слухам, подписывая, были не в курсе подробностей, не видели текста и соглашались после телефонной просьбы дирижера, за что потом сочли неловким публично извиняться).
13 сентября уже бывшие оркестранты ГАСО, в том числе работавшие еще при Светланове, распространили собственное заявление, в котором выражают поддержку нынешнему составу ГАСО и припоминают Марку Горенштейну его хамство еще во времена работы «на шестом пульте скрипок».
Противоборство уже так сильно затянулось, что стало казаться почти стабильным – словно в таком состоянии, со вторым дирижером Александром Слуцким, назначенным и.о. худрука на время болезни Горенштейна, оркестр может так и продолжать работать дальше. Но публика ждет решения министерства, а дирижер пока запугивает аудиторию.
«Никто не имеет права меня уволить»,
— сообщает он в интервью Интерфаксу и грозит обратиться в суд. По слухам, дирижер уже готовит новое открытое письмо, в котором дает понять, что будет воевать и с оркестром, и с министерством до победного финала.
Но вот последствия до сих пор нерешенной проблемы уже сказались на московском концертном расписании. Пресс-служба Московской филармонии вежливо сообщила журналистам:
«Уважаемые коллеги! Открытие юбилейного сезона ГАСО им. Светланова и концерт 5 октября перенесены из-за болезни Горенштейна»
(в концерте должна была принимать участие еще Наталья Гутман). Вообще-то, наверное, сейчас трудно найти коллегу, который поверил бы в медицинскую причину отмены концерта.
«Из-за болезни» Марк Горенштейн покинул конкурс Чайковского, болезнь случилась на следующий день после скандала. «Из-за болезни» же его увольнение пока технически невозможно, даже если решение о нем вдруг уже принято в министерстве.
Действительно, медицинская аргументация – традиционно главная в сообщениях об отмене концертов классической музыки. Чаще всего она либо такая, либо вообще никакой. Как раз недавно всемирно известный скрипач Гидон Кремер не выдержал и откровенно сообщил публике истинную причину отмены своих выступлений в Швейцарии (она оказалась идейной). Однако аудитория привыкла к дипломатии, и откровенность в отношениях между музыкантами, публикой и посредниками кажется ей скорее излишней.
Тем временем формулировка «по причине болезни» в России из фигуры речи превратилась в инструмент войны с Минкультом. Иными словами, справка от врача у Горенштейна точно есть. А пока у него справка, в коридорах Минкульта бывают кандидаты на должность художественного руководителя ГАСО. Естественно, официально никаких имен никто не называет.
В этой истории вообще никто и ничего открыто не говорит, за исключением виновника скандала. Даже оркестранты, подписавшие первое письмо, в разговоре с прессой просят не называть имен. По слухам, в министерстве уже был разговор с Владимиром Юровским, в качестве кандидата называли, впрочем, и его отца дирижера Михаила Юровского. Предполагают, что этот пост могли бы получить и Александр Сладковский, и Александр Ведерников.
Но министерство в сложной ситуации. Если бы вопрос о профессиональном уровне худрука ГАСО был для Минкульта давно решенным, а увольнение Горенштейна последовало бы, например, сразу после скандала на конкурсе Чайковского, то вся ситуация была бы более чем ясной. В ответ на увольнение «за неполиткорректность» сразу поднялся бы страшный скандал, но причины и механизмы принятия решений (с ними можно было бы соглашаться или нет) выглядели бы точно сформулированными.
Но этого не произошло. Наоборот, стало понятно, что мотивация и механика управления музыкальным хозяйством в полном тумане. Что приоритеты и ориентиры не расставлены или по крайней мере не названы. Не беда, что в публике нет согласия – то ли хорош дирижер, то ли плох. То ли хорошо хамить, то ли плохо. Но важно, что никто толком не может объяснить, почему сейчас есть вероятность, что дирижера снимут, а раньше ее не было.
Дирижер Горенштейн всегда был одинаков музыкально и хамил также часто. Все понимают: можно уволить Горенштейна, можно оставить, но и то и другое плохо. Оркестра как стабильно работающего организма сейчас по большому счету нет. И это не упрек музыкантам. Они сидят и работают. В то время как за них или для них где-то что-то решают. Кому отдадут ГАСО, если одиозного дирижера снимут? Понятно, что Минкульту хорошо бы подобрать на этот пост уже статусную, значимую фигуру. Но таких дефицит, и не каждый мог бы реально собрать оркестр. Есть молодые дирижеры – и собственные, и иностранные.
Западная Европа активно пользуется молодыми дирижерскими кадрами с российскими корнями, которых мы потом встречаем на московских гастролях европейских оркестров. Но ни у кого нет уверенности в том, что на вакансию, которая к тому же пока не открыта, Минкульт разыскивает молодого, никому не известного талантливого человека. Самый брендовый русский оркестр в руках неизвестно кого – мало реальная перспектива. Публика не поймет.
По крайней мере так может звучать аргумент в пользу хоть сколько-нибудь известной, уже работающей и опытной не только в художественном, но и в управленческом смысле удобной фигуры. В конце концов ведь этот человек должен будет как минимум самостоятельно распоряжаться деньгами президентских грантов. Но это в том случае, если такой человек действительно будет.
Все ждут решения Минкульта, и это ожидание уже само по себе многим представляется грустным. Где-то тихо что-то решается и как-нибудь, безусловно, решится. Потом публика будет проинформирована в том же духе, в каком ей сообщили об отмене открытия юбилейного сезона – «по причине болезни». И справка будет.
Тихая смена – наверное, таким был бы идеальный для руководства культурой сценарий. Но Марк Горенштейн на него не очень согласен. В свою очередь агрессивная тактика дирижера на больничном уже начинает сказываться на работе не только самого оркестра, но и концертных организаций. И судя по словам пресс-атташе Министерства культуры Натальи Уваровой, решение проблемы так или иначе будет найдено. Она объяснила:
«Министерство обеспокоено ситуацией в ГАСО. К сожалению, Марк Горенштейн до сих пор находится на больничном. Но ситуация достигла такой степени напряженности, что происходящее в оркестре уже необходимо контролировать. Поэтому сотрудникам Минкульта уже приходится и бывать в оркестре, и присутствовать на худсоветах. Возникла необходимость на время возложить обязанности художественного руководителя на Александра Слуцкого. Нельзя забывать, что оркестр вступает в юбилейный сезон. И вот уже пришлось скорректировать дату его начала. Министр готов встретиться с Горенштейном как только тот выздоровеет. И в любом случае министерство предпримет все возможные шаги для разрешения ситуации».
Иными словами, стороны, кажется, заявляют, что к бою готовы.
Юлия Бедерова, “Московские новости”