В Кремле прошел юбилейный концерт Монсеррат Кабалье в компании Николая Баскова.
Этот вечер должен был состояться еще 12 апреля – непосредственно в день 80-летия великой испанки. Но по просьбе самой виновницы торжества, ее московская гастроль перенесена на полгода. И так вышло, что в октябре этот гала-концерт состоялся почти день в день с 37-летием Николая Баскова, которого сеньора Сопрано называет своим «вокальным сыном».
И думается, многие из публики, кто пришел в этот вечер в Кремль понимал: получилось так, что Николай в свой день рождения сделал Кабалье невероятный подарок – прощальный концерт в России.
Легенда оперы ХХ века, чье полное имя Мария де Монсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фольч, ныне на театральных подмостках не появляется и концерты уже не поет в одиночку. Но мощь ее магического имени, таланта и обаяния по-прежнему велика, и она охотно выступает в роли покровительницы молодых. Хотя, увы, очевидно, что возраст и болезни ее не щадят, и каждый шаг ныне ей дается с невероятным усилием, быть может, даже большим, чем каждая спетая нота.
Поэтому Кабалье на сцену теперь выходит крайне редко и лишь в окружении близких людей. Это, в первую очередь, ее дочь Монсеррат Марти, которая, кстати, совсем не собиралась следовать по родительским стопам (ее отец Барнабе Марти был известным тенором, но давно завершил карьеру), а мечтала стать балериной. И даже занималась у Майи Плисецкой. Но травма колена, полученная в юности… И гены взяли свое – Монсита стала оперной певицей.
С Николаем Басковым Кабалье познакомилась 13 лет назад, на концерте в Ледовом дворце Северной столицы. Тогда их встреча была похожа на столкновение комет из абсолютно разных миров.
Но непревзойденную жрицу оперы, тогда еще юный солист Большого театра, «инфант» российской оперы каким-то чудом смог ее обаять и даже искренне подружиться с ней и всей ее большой семьей. Николай давно и часто бывает у нее дома. И Кабалье, которая, известно, не преподает, для русского тенора сделала королевское исключение и дает ему уроки пения.
Кабалье по-матерински сурово журит его за любовь к эстраде и бурной светской жизни. И, кажется, все-таки по-настоящему верит в его будущее на оперной сцене. В день его 37-летия подарила ему клавир оперы Бизе «Кармен» с пожеланием выучить и спеть партию Хозе. Николай дал ей слово. А также пообещал спеть вместе с Монтситой «Травиату» Верди, и не исключено, что это произойдет в одном из российских театров.
Первая, оперная часть программы кремлевского концерта, в сопровождении симфонического оркестра «Новая Россия» и коллектива «Мастера хорового пения» под дирижерскую палочку испанца Рамона Тебара, далась всем его участникам с явным трудом и музыкальными убытками.
Во-первых, похоже, как ни старайся, выстроить удобоваримую для оперы микрофонную подзвучку на данной площадке невозможно. Во-вторых, даже феноменальный голос Кабалье оказался бессилен перед натиском времени. А Николай Басков, заметно, забрав трудовую книжку из оперных театров – Большого, Нижнего Новгорода, и, наконец, Йшкар-Олы, к сожалению, совсем отвык стилистически петь оперу.
Но красоту своего тенора не утратил. И самым удачным номером оказался его дуэт с Кабалье – Маурицио и Адриенны Лекуврер из оперы Чилеа, где впечатляющие пассажи своего воспитанника Сеньора отмечала не только счастливой улыбкой, но даже страстным хлопком в ладоши. И в финале дуэта она, довольная, положила ему голову на плечо…
Вообще этот вечер был переполнен самыми трогательными эмоциями, как явными, исходящими от музыки, так и подспудными. И когда во втором отделении концерта, где Николай спел несколько неаполитанских песен, а все трио – самые шлягерные фрагменты из испанских сарсуэл, Кабалье, в отличие от Баскова, не любительница поговорить на сцене, неожиданно для всех взяла слово и стала вспоминать…
Сначала давно ставшим легендарным свое явление в «Норме» Беллини именно в Кремле во время гастролей миланского театра La Scala в Москве 1974 года, потом то, как ей уже много лет спустя вручали мантию диплом почетного профессора МГУ, и в заключение свое странное, но оказавшимся таким важным для обоих, свое знакомство с Николаем, когда он единственное, что мог сказать: «Большое спасибо!» по-английски… Ком подкатил к горлу людей, сидевших в зале, ибо стало понятно, что великая Кабалье прощается со страной, которая оставила в ее сердце яркий след.
Монсеррат Кабалье:
“Я убеждена, что Николай Басков способен иметь большую международную карьеру. Я знаю, что в России в этом очень многие сомневаются, потому что знают его с другой стороны. Но я вижу, как он одержим оперой. Сегодня он только в самом начале своего оперного пути, и я верю в его успех, если он сможет по-настоящему раскрыть свой талант.
И я счастлива, что могу помочь ему в этом очень трудном процессе. Я знаю, что это не будет продолжаться бесконечно. И тому, что у меня было и еще есть сейчас, нет цены.
Мария Бабалова, “Вечерняя Москва”