Концерт памяти Виктора Седова (1947 – 2013) — музыканта оркестра Большого театра, погибшего по трагической случайности, состоялся 14 ноября 2014 года на Новой сцене ГАБТ.
Виктор Седов окончил Московскую консерваторию по классу Виктора Пикайзена и с 1971 года до своей гибели проработал в оркестре Большого театра.
Он владел множеством музыкальных профессий — делал переложения и оркестровки для камерных составов; значительное место в его жизни занимала педагогика. В колледже при Московской консерватории (бывшем Мерзляковском училище) и Московском институте музыки имени А. Г. Шнитке В. Седов преподавал разные предметы, в том числе важнейший для оркестрового музыканта «Читку с листа».
Его осведомленность позволяла обращаться к нему по любым вопросам истории музыки и исполнительского искусства. К тому же он был весьма эрудирован в самом широком круге вопросов и не только музыкальных.
Упомянем, что Виктор Седов защитил кандидатскую диссертацию «Типы интонационной драматургии в тетралогии Р. Вагнера “Кольцо нибелунга”». Он свободно владел немецким языком. Среди его работ осталась незавершенная новая редакция перевода известного труда «Versuch einer grundilichen Violinschule» («Опыт создания основ скрипичной школы») Леопольда Моцарта.
Виктора Седова интересовали все аспекты театральной жизни. В частности, он был инициатором исполнения на сцене роли Слепого скрипача в опере Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» артистом оркестра и сам стал постоянным её исполнителем.
В последние годы Виктор Седов проявил себя и как дирижёр.
ПРОГРАММА
Рихард Вагнер – Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры»;
Марио Кастельнуово-Тэдеско – Концерт для скрипки с оркестром № 2 «Пророки» (обработка Виктора Седова. Первое исполнение в Москве) Бис: «Размышлниление» из оперы Жюля Массне «Таис» – солист Павел Седов;
Дмитрий Шостакович – Симфония № 8 до минор, ор. 65
Оркестр Большого театра России
Дирижёр — Михаил Юровский
Не менее интересна и личность дирижёра. Оркестром Большого театра управлял Михаил Юровский – его однокашник по Мерзляковскому училищу при Московской консерватории. Он патриарх музыкальной династии, насчитывающей четыре поколения, три из которых – дирижёрские. Два его сына возглавляют сегодня лучшие столичные оркестры: Владимир – Госоркестр имени Е. Ф. Светланова, Дмитрий – Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония».
М. Юровский 17 лет дирижировал спектаклями в Музыкальном театре им К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Дирижировал и в Большом театре. В 1978 году его пригласили в берлинскую «Комише опер».
Одиннадцать лет спустя М. Юровский с семьёй переехал в Германию, где он успешно развивается— дирижёр дрезденской Земпер-оперы, главный дирижёр оперы Лейпцига, дирижёр-постановщик ряда опер. На Западе расцвёл талант Михаила Юровского как симфонического дирижёра: он стал главным дирижёром ряда немецких симфонических оркестров. С 2006 года – главный дирижёр Симфонического оркестра Западногерманского радио (Кёльн). Сотрудничает с множеством оркестров, в том числе с прославленным лейпцигским Гевандхауз-оркестром.
Сегодня Михаил Юровский считается одним из лучших интерпретаторов симфоний Дмитрия Шостаковича.
Сам концерт начался с интересно прозвучавшей увертюры к опере Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». Зачастую дирижёры, исполняющие симфонические фрагменты Вагнера, попадают в динамическую ловушку. Чаще всего, играя на открытой эстраде, они забывают о том, в Байройтском оперном театре, выстроенном по замыслу Вагнера, значительная часть оркестра расположена фактически под сценой и чтобы оркестр было хорошо слышно, он должен быть огромным и громким. Если сохранять такую динамику при концертном исполнении, то в зале звучность будет избыточной. Этого искушения Михаилу Юровскому удалось избежать — увертюра была исполнена с большим чувством меры в отношении динамики.
В Концерте для скрипки с оркестром № 2 Марио Кастельнуово-Тедеско (1895 – 1968), впервые прозвучавшем в Москве, солировал сын Виктора – Павел Седов, доцент Московской консерватории.
Итало-американский композитор родился во Флоренции, но с 1939 года жил в США. В России он известен мало – главным образом как автор виртуозных скрипичных миниатюр, написанных для Яши Хейфеца.
На самом деле Кастельнуово-Тедеско – автор многих инструментальных концертов для скрипки, виолончели, арфы, фортепиано с оркестром, оперы, балета, произведений для хора, камерных ансамблей, а также музыки более чем к двумстам голливудским кинофильмам.
Но более всего Кастельнуово-Тедеско известен как один из самых выдающихся авторов музыки для классической гитары ХХ века, создавший для неё более 100 оригинальных сочинений, в том числе несколько концертов для гитары и симфонического оркестра.
Второй скрипичный концерт Кастельнуово-Тедеско, назван им «Пророки». Он посвящен трём ветхозаветным пророкам: Исайе, Иеремии и Илии. Музыкальный язык концерта, обработанного Виктором Седовым, вполне соответствует значимости персонажей – все они страстные проповедники и обличители зла и человеческих слабостей. Концерт соединяет в себе и эпическую монументальность (вызванную программой), и виртуозность (традиционную для данного жанра) — и Павел Седов легко справился этими задачами, продемонстрировав высокий и технический, и музыкальный уровень своего исполнительского мастерства… На бис Павел Седов очень задушевно исполнил «Размышление» из оперы Жюля Массне «Таис».
Солист играл на скрипке Андреа Гварнери, предоставленной Государственной коллекцией уникальных музыкальных инструментов России.
Музыкальным и эмоциональным эпицентром концерта стало великолепное исполнение под управлением Михаила Юровского симфонии № 8 Дмитрия Шостаковича, второй из его военного цикла и наиболее трагической из всех его пятнадцати симфоний. Михаилу Юровскому удалось избежать штампов и привычного избыточного внешнего пафоса, с которым чаще всего эта симфония исполняется. Маэстро провёл её сдержанно и лаконично, что подчеркнуло её трагический характер. Симфония прошла на едином дыхании. Оркестр с успехом справился с непривычной, и при этом непростой, чисто симфонической партитурой и очень точно шёл за жестом дирижёра.
Концерт, посвящённый Виктору Седову, получился очень впечатляющим, достойным его светлой памяти.
Владимир Ойвин