В Клину продолжается I международный музыкальный фестиваль им. П. И. Чайковского.
Монографическую программу из произведений русского композитора 1 мая в Концертном зале дома-музея представил один из ярчайших пианистов и дирижеров современности Михаил Плетнев.
Его трактовки произведений П. И. Чайковского пользуются восторженным признанием у публики и считаются эталонными в истории мировой музыкальной культуры. Игру Михаила Плетнева смело можно сравнить с ограненным бриллиантом.
Манеру исполнения пианиста отличают благородное туше и филигранная техника. Каждой из программ музыканта свойственна определенная концепция, логика и продуманность выбора произведений.
Напомню, что в 1978 году Михаил Плетнев завоевал I премию и золотую медаль на VI Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. С этого времени начинается интенсивная концертная деятельность артиста, связанная, в том числе, с Государственным мемориальным музыкальным музеем-заповедником П. И. Чайковского в Клину, где музыкант часто выступал в восьмидесятые годы.
Михаил Плетнев выбрал для своего клавирабенда «Детский альбом», соч. 39 и Большую сонату соль мажор, соч. 37 П. И. Чайковского.
Тридцать лет назад артист играл ту же самую программу в Клину и вот теперь еще одна встреча с великой музыкой.
Исполнение 24 легких пьес, адресованных юной аудитории, для Михаила Плетнева не вызывает особых сложностей. Российскому пианисту свойственна собственная логика развития сюжета в цикле, отчего зависит и определенная хронологическая последовательность каждой из пьес.
На концерте в Клину Михаил Васильевич впервые представил «Детский альбом» в первой авторской последовательности пьес, которая зафиксирована в рукописи композитора.
Игра Михаила Плетнева оказалась сдержанной и одухотворенной. Пианист не миновал главной авторской мысли, кредо цикла: картины мира, человеческой жизни глазами ребенка. Как и у Чайковского в рукописи цикл завершился в незаданной последовательности. Сначала прозвучала пьеса «В церкви», а за ней «Шарманщик поет» – воплощение символов нетленной вечной жизни.
Доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного мемориального музея-заповедника им. П. И. Чайковского, хранитель архива композитора Полина Ефимовна Вайдман, присутствовавшая на концерте, отметила:
«Ранее Михаил Плетнев допускал ряд существенных перестановок номеров внутри сборника, меняя их традиционную последовательность, выдвигая, тем самым, свою “версию” относительно “сюжетных ходов” и целостной драматургической концепции цикла. На сегодняшнем концерте Плетнев впервые исполнил Чайковского в изначальной авторской последовательности, представив слушателям глубокий философский смысл авторского замысла в его истинно подлинном виде, и совсем уж не детском миропонимании художника.
Большая соната – это громадное философское произведение для фортепиано, а Детский Альбом, хотя и называется детским, он совсем не детский. Он о жизни. Так что в целом эти музыкальные произведения – это рассказ о мире, о жизни. Это глубокие философские произведения. Михаил Васильевич их именно так и играет. Он играет их циклом. И сегодня, на фестивале в честь юбилея Чайковского, эта программа, спустя четверть века, вернулась в Клин. И я счастлива этому обстоятельству».
На бис Плетнев исполнил одно из поздних творений Чайковского – “Размышление”, ор.72, написанное в клинском доме в 1893 году.
Виктор Александров (Клин), ClassicalMusicNews.Ru