Музыка вместо слов – лучший способ отметить юбилей.
Марафон звезд классической музыки, посвященный празднованию столетия со дня основания, устроили в Московской филармонии. На самом деле два марафона.
Первый – «Звезды двадцать первого века», где молодые и уже знаменитые музыканты играли в честь круглой даты.
И второй, бег на длинную дистанцию, который так и называется – юбилейный марафон. Это не считая двух гала-концертов, в Большом зале Консерватории и в Концертном зале имени Чайковского.
Что самое хорошее в этих проектах – разнообразие музыки. Имена исполнителей знакомы тем, кто следит за российской и мировой афишей (как и имена композиторов, и, как правило, названия опусов – отнюдь не только шлягеров, скорее наоборот). И сам факт марафона, с высоким, как правило, качеством музицирования, говорит о двух вещах, озвученных участником концертов Борисом Андриановым. Музыка для музыкантов –
«как наркотик, без которого невозможно существовать»,
но если
«будет скучно музыканту на сцене – будет скучно в зале».
На тех выступлениях, что удалось послушать (увы, не все) – скучно не было.
Играли, например, (группа российских и иностранных музыкантов) струнный октет Мендельсона, с редким воодушевлением и романтическим вопрошанием. Дирижер Дмитрий Матвиенко стоял за пультом Российского национального оркестра, живописно и вдумчиво исполнившего «Море» Бриджа.
Никита Борисоглебский выступил в Концертном зале имени Чайковского
Тот же оркестр вместе с Валентином Урюпиным и виртуозным Павлом Милюковым представил изощренное: Первый концерт Паганини для скрипки с оркестром.
Андрей Гугнин начал клавирабенд с редкой музыки писателя и композитора Гофмана, продолжил Листом, Скрябиным и Стравинским, и, что принципиально важно, каждый автор звучал в своей, особой манере. Это далеко не полный список участников цикла «Звезды двадцать первого века».
Марафон в честь юбилея включал два гала-концерта – в Большом зале консерватории и в Концертном зале имени Чайковского. В БЗК, на концерте-реконструкции, воспроизвели программу открытия филармонии 29 января 1922 года: Девятую симфонию Бетховена, «Гимн Пифагорейцев» Ипполитова-Иванова, «Развалину башни» Танеева, Второй концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром и скрябинскую «Поэму экстаза».
В КЗЧ устроили программу с участием Российского молодежного оркестра и популярных фигур российской музыкальной жизни: Валерия Гергиева, Дениса Мацуева, Юрия Башмета, Максима Венгерова, Даниила Трифонова. К оркестру присоединились Ильдар Абдразаков с драматической каватиной Алеко из одноименной оперы Рахманинова и знаменитая гостья Анне-Софи Муттер со товарищи (Тройной концерт Бетховена для скрипки, виолончели и фортепиано).
Гергиев привез из Мариинского театра Ирину Чурилову и Сергея Скороходова, заменивших Анну Нетребко и Юсифа Эйвазова, которые обещали быть, но в итоге не были на филармоническом праздновании. Так что обещанный дуэт из «Иоланты» все же прозвучал.
Ведущий концерта Ярослав Тимофеев изящно и с юмором рассказывал публике юбилейного вечера (в составе которой были люди, мало знакомые с музыкой) информационные азы об исполняемых опусах. Проводил шутливые, но не беспочвенные параллели (музыка Стравинского – « техновечеринка в полчетвертого утра», а рондо – круг – финала концерта Чайковского есть символ филармонической работы, где малый круг – абонементы, а большой – сезоны).
Напомнил об истории Филармонии, которая провела десятки тысяч концертов от выездных выступлений в школах до гастролей Стравинского и Караяна. О многообразии форм, жанров и стилей музыки, которую в этих стенах можно услышать. И о том, что на юбилейном вечере прозвучали три инструмента Страдивари и один «Стейнвей».
Кроме того, ведущий тактично вписал программу концерта в концепцию: согласно его словам, вторую, грустную, часть Концертной симфонии Моцарта для скрипки и альта (исполнили Максим Венгеров и Юрий Башмет) посвятили выдающимся деятелям Филармонии прошлых лет. От Игумнова, Юдиной и Софроницкого до ведущей Анны Чеховой, Баршая и Кагана, квартетов имени Бородина и Бетховена.
Имен было много. Портреты музыкантов во время исполнения проецировались на стены зала. А Десятый концерт Вивальди из цикла «Гармонические вдохновения» (сыграли музыканты разных поколений, от седовласого Бориса Кушнира до 16-летнего Даниила Бессонова) был посвящен преемственности и музыкальным наставникам всех поколений.
Концерт Молодежного оркестра с Густаво Дудамелем, обещанный наутро после вечернего гала, пришлось отменить буквально в последний момент из-за болезни дирижера. Соответственно, и на самом гала «Праздничная увертюра» Шостаковича, которую Дудамель должен был играть, отошла Гергиеву, практически спасшему ситуацию. Так что из предварительной афиши выпали только фрагменты балета «Эстансия» Альберто Хинастеры, композитора прошлого века, рекомендованного Дудамелем. А прочее (фрагменты сюиты из балета Стравинского «Жар-птица» и финал Первого фортепианного концерта Чайковского с Мацуевым за роялем), заранее закрепленное за Гергиевым, прозвучало с плотностью, напором и повышенной громкостью, под которые, видимо, и создавался огромный оркестровый состав (одних контрабасов было девять).
Финалом празднеств стал клавирабенд Даниила Трифонова с «Искусством фуги» Баха и концерт Анне-Софи Мутер вместе со стипендиатами ее Фонда разных лет.
Трифонов трактовал Баха как смесь искусства и ученого трактата. Три струнных квартета – Моцарта, Гайдна и Бетховена – были сыграны струнным квартетом Муттер без претензий на аутентизм, но с серебристой отделкой звучания, игривой рассудительностью и декоративной концертностью (как играли в эпоху венских классиков в салонах великосветских меломанов).
Остается выразить легкое сожаление, что в программах празднества не хватало современной музыки. Вот был бы красивый символический жест и декларация о намерениях. Впрочем, это именно сожаление, а не упрек: участие в юбилее именно Молодежного оркестра – уже манифест о намерениях. И те, кто следит за деятельностью Московской филармонии, знают, как тщательно и многообразно, наряду с традициями, она пропагандирует композиторов наших дней.
Уже в феврале задуман не один такой концерт. Их будет много. Кроме этого, грядут Генделевский фестиваль, выступления мастеров оперной сцены, великие концерты, камерные программы, многочисленные сольники, вечера ведущих оркестров, знакомство молодой аудитории с музыкой в цикле «Мама, я меломан», детские программы всех калибров .. в общем, как всегда.
Второй век существования Филармонии начинается правильно. Во всеоружии.
Майя Крылова