В концертном зале имени Чайковского прошел концерт Российского национального оркестра под управлением Дмитрия Матвиенко. Солировал Никита Борисоглебский.
Никита Борисоглебский: “Я искренне наслаждаюсь хорошей музыкой в компании хороших музыкантов”
22 января 2022 в рамках марафона «Звезды XXI века», приуроченного к 100-летию Московской филармонии, в Концертном зале имени Чайковского состоялся концерт РНО под управлением Дмитрия Матвиенко. В программе — симфоническая картина «Море» Бриджа и скрипичный концерт Бриттена (op.15), в котором солировал лауреат международных конкурсов Никита Борисоглебский.
«Звезды XXI века» – проект филармонии, который существует уже много лет. Задача марафона – привлечь публику сразу на несколько концертов именитых музыкантов c интересной программой, а самим музыкантам дать дополнительную возможность творческой реализации и сотворчества.
Насыщенные концертами дни – 22 и 23 января – настоящий музыкальный забег. За два дня прошло 7 концертов, а на сцене филармонии выступили: Павел Милюков, Дмитрий Маслеев, Александр Рамм, Андрей Гугнин, Лукас Генюшас и другие. В филармонии в эти дни даже отменили QR-коды – короткие концерты прошли с реальным соблюдением санитарных норм, а часть публики могла смотреть онлайн-трансляцию.
В этом году у Московской филармонии грандиозные юбилейные планы, в том числе, за пределами столицы. Слушателям будут предложены уникальные концерты-реконструкции, воссоздающие программы начала XX века. Концерт с участием лауреата международных конкурсов Никиты Борисоглебского стал также одним из ожидаемых событий. Вместе с молодым дирижером из Белоруссии Дмитрием Матвиенко, который в 2021 году стал победителем международного конкурса дирижеров имени Николая Малько в Копенгагене, скрипач украсил эти праздничные дни марафона.
Дмитрий Матвиенко: «Когда я вышел в финал с двумя девушками, я ни на что не надеялся, клянусь!»
Наверно, у каждого музыканта с Московской филармонией связаны свои воспоминания, и мы не могли спросить Борисоглебского о том, что для него значит эта площадка. Музыкант признался, что именно она формировала его как профессионала с юных лет.
Скрипач рассказал, что их тесное сотрудничество началось с 2007 года, после получения премии на конкурсе имени Чайковского. Сейчас филармония организовывает его концерты на территории России.
«Моя профессиональная карьера складывалась во многом благодаря филармонии и на ее сценах. Для меня юбилей филармонии как юбилей кого-то из родных. Я на этой сцене вырос, как артист, это – юбилей моего дома»,
– говорит Борисоглебский. И хотя музыкант уже давно играет на скрипке XVIII века, для этого концерта он выбрал свой новый инструмент, сделанный в 2020 году австрийским мастером Мартином Швальбом. Он, по его словам, звучит очень аутентично, как инструмент прошлых эпох, и этот звук Борисоглебскому нравится.
Дмитрий Матвиенко уже довольно опытный дирижер, который успел поработать с Теодором Курентзисом, в крупных столичных театрах и за границей. На упомянутом конкурсе дирижеров он стал также обладателем специального приза зрительских симпатий, и на концерте в филармонии полностью оправдал свой титул.
Борисоглебский отметил, что безусловно, молодость помогает им с Мотвиенко во взаимопонимании и чувствовании друг друга при работе над интерпретацией:
«Вы вместе находитесь в каком-то поиске. Этот поиск конечно – очень интересный процесс. Иногда музыканты идут туда, иногда – не туда. Но когда они движутся в одну сторону – это доставляет удовольствие».
И хотя в ближайшее время у Борисоглебского и Матвиенко не планируется совместных концертов, музыканты имеют намерение поработать вместе в обозримом будущем.
Концерт прошел с триумфальным успехом – об этом всегда свидетельствует восторженная публика, которая не хочет уходить и затягивает овации. Четырехчастная оркестровая сюита получилась цельной и контрастной одновременно, романтически-мрачной и стихийно-обескураживающей. Работа дирижера с тембровой палитрой и то звучание, которого он добивается в процессе, сделали очевидным факт, что «Море» Бриджа с музыкальной точки зрения, по своей красоте и изяществу, может быть поставлено в ряд таких романтических опусов как «Гебриды» Мендельсона, или же чего-то аутентично русского, как «Садко» Римского-Корсакова, хоть и не является таким же популярным.
Судя по всему, оркестру было комфортно играть под управлением этого дирижера – Матвиенко смакует каждую вступающую партию, динамически выделяет элементы, будь то мягкое тремоло скрипок третьей части, или же соло флейты в ее завершении. Особенно эффектно звучали громкие, драматически напряженные фрагменты сюиты, однако, как мне показалось, оркестру полностью удалось раскрыться лишь на концерте Бриттена.
Борисоглебский виртуозно сыграл технически сложнейший концерт с протяжным соло (настолько сложным, что имеет даже упрощённую версию). Сочинение требует невероятной энергетической отдачи и запаса сил, чтобы сыграть на протяжении получаса все его разделы цельно, чередуя исполнительские приемы и справляясь с большими мелодическими скачками, огромным диапазоном. Сдержанные, но завораживающие концовки музыкальной фразы, кажется, оказались лейттемой концерта и тем, что объединяет скрипача и дирижера во вкусах.
Матвиенко давал их в сюите, затем скрипач запел струящимися пианиссимо, которым и закончился концерт. Фраза как бы растворялась в воздухе, это выглядело очень эффектно и нужно в сочинении столь широкого диапазона.
Сам исполнитель отметил, что особенно любит концовку бриттеновского концерта, тихую и неоднозначную. А еще добавил, что играл концерт еще 10 лет назад, и, оставив на несколько лет, вновь вернулся к нему сейчас.
Объясняя любовь слушателей к сочинению Бриттена, которое несмотря на свое очарование исполняется крайне редко, солист выразил предположение:
«Концерт действует на какие-то потаенные чувства человека».
На бис Никита Борисоглебский сыграл партиту Баха для скрипки соло. На этом юбилейные проекты с его участием не заканчиваются. 21 марта 2022 на сцене Концертного зала имени Чайковского можно будет услышать вновь его скрипку с Российским национальным молодежным оркестром – они исполнят концерт Хачатуряна (дирижер Александр Лазарев).
Алиса Алексеева