В Пскове завершился I Международный фестиваль современного искусства «Magnum opus» Николая Хондзинского.
Псковская часть фестиваля включала в себя весьма широкий историко-стилевой и жанровый охват авторов, исполнителей и произведений. Открытием фестиваля стала барочная программа из сочинений Шютца, Телемана и Баха.
Специально для фестиваля на базе филармонического оркестра Хондзинским был создан ансамбль солистов «Камерата Псков». Именно эти музыканты вместе с московскими солистами и хором «Arielle» (худ. руководитель Эльмира Дадашева) впервые в Пскове исполнили шедевры ораториальной и инструментально-ансамблевой музыки.
Мастерство московских гостей, среди которых был не только замечательный хор, но и выдающийся отечественный клавесинист Дмитрий Коростелев, достойно самых высоких похвал, но подлинными героями открытия фестиваля были, все же, именно псковичи. И дело не только в их удивительной самоотдаче, а в необычной для столь молодого состава стилевой адекватности. Графическая чистота барочных партитур со сложнейшей и тончайшей штриховой артикуляцией была передана в лучших традициях исторического исполнительства.
Ярким событием фестиваля, выходящим далеко за рамки местного значения, была первая и единственная в России презентация нового романа «Твоими глазами» крупнейшего современного писателя, датчанина Питера Хёга, автора знаковых для европейской культуры романов «Тишина», «Смилла и ее чувство снега» и др. Презентацию книги провели директор петербургского издательства «Symposium» Александр Кононов и единственный переводчик всех книг Хёга на русский язык – Елена Краснова.
Открытием для псковской публики стала масштабная хореографическая программа «Тропой иллюзий», подготовленная для «Magnum opus» одной из наиболее креативных артплатформ современного танца «Knyajestvo». Победитель престижных балетных конкурсов и международных форумов, включая знаменитый «Context» Дианы Вишневой, московский хореограф Константин Семенов представил два балета – «Тропой иллюзий» на музыку современного китайского композитора Чэнь Циганя (спектакль дал название всему вечеру) и изысканный балет «Вариации и квартет» на музыку скрипичной сонаты И. Пизенделя, а также камерных опусов Баха и Чайковского. Премьера этого хореографического опуса состоялась на сцене Московского Академического Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и имела большой успех.
Фестиваль «Magnum opus» впервые ввел в культурный контекст Пскова серьезную современную хореографию, вызвав восторженный прием зрителей и в особенности – молодежной аудитории.
Ярким завершением псковской части фестиваля стала первая в регионе копродукция Псковской филармонии и Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, в рамках которой была осуществлена постановка оперы «Богема» Пуччини (режиссер-постановщик Аркадий Гевондов) на сцене Большого зала Псковской филармонии. Спектаклю предшествовала лекция искусствоведа Элины Андриановой: «Как слушать “Богему”: инструкция».
Почетный гость фестиваля Народный артист России Владимир Ванеев, возглавляющий кафедру сольного пения Санкт-Петербургской консерватории, восхищенный качеством работы дирижера, предложил проводить в Пскове студенческие оперные фестивали. Если эта идея будет реализована, древний Псков может стать еще одним музыкально-просветительским центром России.
Примечательно, что именно в разгар фестивального графика Псковский оркестр отмечал свой четвертьвековой юбилей. От праздничного концерта в памяти остались не столько оглушительные овации благодарных слушателей, приветственное обращение министра Ольги Борисовны Любимовой и неизбежный «праздничный ажиотаж», а прежде всего – музыка.
В своих интервью Николай Хондзинский нередко говорит о том, насколько важно для него – с каким внутренним ощущением уходит человек после концерта.
Незапертая дверь. О концерте «Terra Harmonia» к 90-летию Бориса Александровича Чайковского
На этот раз слушатели уходили, унося в душе образы света и тишины оркестровой поэмы «Осенние молитвы» Юрия Абдокова – нашего известного современника, профессора Московской консерватории, музыку которого псковичи восторженно принимали на прошедшем летом фестивале камерной музыки «Ars in turri».
Юрий Абдоков, по старой европейской традиции (редко используемой даже в крупнейших отечественных коллективах) избран композитором-резидентом Псковского симфонического оркестра и у псковичей появилась надежда услышать партитуру, созданную ведущим отечественным художником, воспитавшем целую плеяду выдающихся музыкантов, специально для них.
И, наконец, несколько слов об общероссийской повестке фестиваля «Magnum opus». Важнейшим из фестивальных событий, происходивших за пределами Пскова, стала презентация монографии Юрия Абдокова «Николай Пейко: Восполнивши тайну свою…» в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Соиздателем выдающегося труда, опубликованного издательством Московской Патриархии и отмеченного Национальной премией «Лучшая книга года – 2020», стала «Русская Консерватория».
Во время концерта-презентации, собравшей крупнейших представителей науки, культуры и искусства, потомков славных родов Мусиных-Пушкиных и Оболенских из многих стран, состоялась мировая премьера одного из самых ранних симфонических шедевров Моисея Вайнберга – Сюиты для симфонического оркестра ор. 26.
Партитура была создана автором вскоре после его побега из Варшавского гетто, в Минске, в 1939 году. Это был тот самый период, когда оставшиеся в Польше близкие Вайнберга были уничтожены в нацистском концлагере. Николай Хондзинский учредил и возглавил конкурсный комитет Международного фестиваля современного искусства «Magnum opus». Лауреатом Гран-при (за мировую премьеру и первую мировую запись Сюиты Вайнберга для симфонического оркестра ор. 26) стал талантливый молодой дирижер Иван Никифорчин – художественный руководитель и главный дирижер «Академии Русской Музыки».
Лауреатами фестиваля стали яркие инструменталисты: Елисей Крупенков – флейта (Россия – Германия) и Эрнест Алавердян – кларнет (Россия).
Александр Тлеуов, специально для Classicalmusicnews.Ru