Одну из самых трагических опер прошлого столетия, «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича, поставили в немецкой столице.
«Леди Макбет» является синонимом властолюбивой женщины, которая собирается достичь своих целей, переступая через груды трупов.
Свою оперу Шостакович называл трагедией, сатирой, которая с беспощадной прямотой яркими музыкальными средствами рисует портрет женщины, которая является одновременно и жертвой, и преступником.
Музыкальная драма Д. Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» выдержала за последние десятилетия целый ряд постановок в оперных театрах Европы: Германии, Норвегии, Швеции, Нидерландов, Италии, Франции, Великобритании. Берлинский спектакль стал совместной копродукцией с Норвежской национальной оперой (Осло).
Режиссер Оле Андерс Тандберг – один из радикальных норвежских художников театра перенес действие оперы Шостаковича в скандинавский ландшафт. С открытием занавеса зритель видит скалистую местность во тьме и одинокий белый деревянный дом Измайловых (в дальнейшем преобразованный в рабочий двор). Катерина держит в руках скользкую мертвую рыбу (амбивалентный символ). Ею усеяно все пространство сцены, что явно намекает на неминуемые беды и несчастия, происходящие в опере. Отчаяние и холод возникали в душе от такой нарочито грубой сценографии Эрленда Биркеланда.
Катерина – существо бесправное, гибнет же она в сущности от того, что не находит в преступлениях возможности стать счастливой. Немецкое сопрано Эвелин Херлициус мастерски сыграла свою героиню, демонстрируя мощный драматический вокал. Она создала на сцене яркий образ мятущейся женщины, психологически трагедийный на фоне глумящейся толпы (местной челяди дома Измайловых), и в то же время эпический (сцена каторги в финале).
Катерина вынуждена конфликтовать с пошлостью, жестокостью, эгоизмом окружающих ее людей, и в то же время в борьбе с «дьяволом» насилия, поселившимся в ее собственной душе. Вообще, эта опера еще и драма ярких характеров. И каждый из солистов берлинского спектакля отличился в этом.
Любвеобильного работника Сергея сыграл солист Мариинского театра, тенор Максим Аксенов; в роли жестокого изувера свекора Бориса Тимофеевича Измайлова – выдающийся английский бас Джон Томлинсон; гнусного и жалкого Зиновия Борисовича Измайлова спел тенор из Бельгии Томас Блондель.
Роль оркестра в усилении выразительной точности смысла вокальной интонации оказалась очень значительной. И в этом несомненная заслуга дирижера и музыкального руководителя спектакля Дональда Ранниклса, чувствующего драматургические контрасты оперы Шостаковича. Шотландский дирижер проработал досконально все нюансы партитуры. Хор и оркестр под его чутким руководством звучали очень наполненно и убедительно.
Виктор Александров (Берлин, Германия), ClassicalMusicNews.Ru