В Санкт-Петербурге сегодня, 23 февраля 2013 года, польский композитор Кшиштоф Пендерецкий встанет за дирижерский пульт Большого зала Академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича, чтобы продирижировать исполнение своих произведений, два из которых впервые прозвучат в России.
Приезд маэстро Пендерецкого в Санкт-Петербург связан с мини-фестивалем филармонии “Два дня польской музыки”: сегодня в Большом зале звучит музыка Пендерецкого, которому в этом году исполняется 80 лет, а завтра, 24 февраля, под управлением заслуженного артиста России Феликса Коробова академический оркестр филармонии исполнит произведения Витольда Лютославского, в 2013 году исполняется сто лет со дня рождения композитора.
Кшиштоф Пендерецкий, встречаясь накануне концерта с петербургскими журналистами, рассказал, что впервые будут исполнены в России концерт для валторны с оркестром “Зимний путь” и Три китайские песни для баритона с оркестром.
Маэстро рассказал, что практически все концерты, которые он создавал в последние годы, написаны для определенных музыкантов:
“Для меня очень важен контакт, общение с человеком, благодаря моей дружбе с исполнителями музыка становится богаче”. “Зимний путь”, в частности, написан специально для Радована Влатковича, который и будет солировать сегодня.
Обращение к китайской культуре у Пендерецкого также не случайно, как пояснил композитор, он в последние годы часто ездит в Китай, восхищается старинной музыкой и поэзией. Именно это восхищение и вызвало к жизни цикл из семи песен, три будут исполнены сегодня, причем на немецком языке. Это тоже объяснил Кшиштоф Пендерецкий:
“Мне кажется, что немецкий язык создан для того, чтобы его использовали в музыке, также для этого созданы итальянский и русский. А польский слишком “шелестящий”, там много шипящих звуков”.
Немецкий композитор знает очень хорошо, много лет живя в Германии.
Также сегодня Пендерецкий продирижирует своей Симфонией номер 3, которую он уже исполнял в России:
“Эта симфония – довольно сложное философское произведение, но я доверяю Академическому симфоническому оркестру Филармонии, так как в нем сохранился дух основателя – Евгения Мравинского”.
Пендерецкий, когда его спросили о том, что его, как автора таких произведений как концерт “Памяти жертв Хиросимы” и “Польского реквиема”, волнует в нынешней ситуации в мире, ответил, что он не хроникер, но он пережил войну, которая коснулась его семьи, Польши.
Создавая музыку, он думает, прежде всего, не о Боге, но о Человеке, хотя написал много духовных произведений. Пендерецкий вспомнил, что Анджей Вайда, подбирая музыку к фильму “Катынь”, обратился к нему, у Вайды в Катыни погиб отец, у Кшиштофа Пендерецкого – дядя.
Также на вопрос о том, не оставил ли маэстро идеи, о которой он говорил когда-то – написать музыку на стихи Есенина, Пендерецкий подтвердил, что от этой мысли он не отказывается.