Темы сексуальной эксплуатации, порнографии и жестоких реалити-шоу неожиданно легли в основу новой постановки оперы Джакомо Пуччини “Манон Леско” в лондонском Королевском театре оперы и балета, шокировавшей и публику, и критиков.
Постановка Джонатана Кента перенесла героев книги аббата Прево из 18 века в 21-й, в результате чего Манон в исполнении Сондры Радвановски становится не только проституткой, но и участницей съемок порнографии, за ходом которых упоенно наблюдает старик Жеронте, в исполнении Эрика Халфварсона.
Сцена депортации Манон обставлена как дефиле проституток и одновременно как реалити-шоу, с оператором, ловящим каждое движение полуголых женщин.
“Эта постановка может считаться одной из самых безосновательно безобразных и агрессивно непристойных постановок, какие только видела многострадальная публика Ковент-гардена”,
– так охарактеризовал постановку рецензент Daily Telegraph Руперт Кристиансен. По его мнению, “Манон Леско” — свидетельство кризиса современной оперы.
“Это классический пример того, что делается неправильно в нынешних постановках оперы”,
– отметил он. Другие издания более лояльны по отношению к скандальной постановке, однако отмечают, что такое радикальное “осовременивание” оперы Пуччини не совсем соответствует ее содержанию и приводит к логическим нарушениям.
“Это спорное решение, в первых двух актах оно работает лучше всего, хотя к третьему акту нарратив сбивается и ясность пропадает”,
– пишет рецензент Guardian Джордж Холл. Эдвард Бесания из театрального обозрения Stage отмечает, что постановке не достает тонкости.
“В третьем акте проститутки, ожидающие депортации, вновь подвергаются эксплуатации в близлежащем борделе, а толпа, собравшаяся наблюдать за депортацией, превращается в публику на съемках жестокого реалити-шоу. Все это так живо подано и костюмы таковы, что порой сложно увидеть за этим что-то большее, чем женоненавистничество самой постановки”,
– говорится в рецензии. Все рецензенты и публика, впрочем, отмечают достойное исполнение главных партий американкой Радвановски и латвийским тенором Александром Антоненко.
“Я была несколько шокирована тем, что увидела сегодня на сцене, была рада, что не пришла со своей дочерью. Но пели Радвановски и Антоненко здорово”,
– поделилась одна из зрительниц.
“Манон Леско” можно увидеть в Ковент-гардене до 12 декабря.