17 июня начинает работу XVI Международный конкурс имени Чайковского – событие предстоящих двух недель, и маловероятно, что какое-то иное событие привлечёт к себе внимание большее, чем то, каким пользуется конкурс Чайковского.
И статус его необыкновенно высок, уже шесть десятков лет. Хотя подобные конкурсы имеются в мире, их немало, свой конкурс есть почти у каждого крупного современного музыканта, и можно предположить, что пометка в афише «лауреат международного конкурса» не так уж много значит.
Лауреат конкурса имени Чайковского – это кое-что значит. Начнём с небольшого исторического экскурса.
Сегодня серьезных музыкальных конкурсов множество. 60 лет назад был только один – Конкурс имени Чайковского. Внимание к нему было, наверное, такое же, как сейчас к эстрадному конкурсу «Евровидение». А каждый лауреат становился героем своего времени.
Потрясение первого конкурса – выступление американца Вана Клиберна. Нескладный, долговязый техасец с огромной шевелюрой и голубыми глазами обаял и публику, и жюри. Рихтер, который многим ставил нули, Клиберну дал высшие 25 баллов. А его исполнение Первого концерта Чайковского стало сенсацией.
Конкурс Чайковского был самобытен с самого начала. Екатерина Фурцева, открывая второй конкурс на сцене Большого театра, зачитывала приветствие от космонавтов, передовиков производства и даже от жителей нового города на реке Каме, созданного в Пермском крае, вокруг Воткинской ГЭС, в 40 километрах от родины Чайковского.
Расписание выступлений пианистов на I туре Конкурса имени Чайковского – 2019
Были и драматические события. В 86-м году шестнадцатилетний пианист Алексей Султанов на репетиции перед конкурсом случайно уронил на руку крышку рояля. Травмировал палец. И, несмотря на боль, решил продолжить участвовать в состязании.
«Его согнали с первого тура и сказали, пускай не мучает руку. На самом деле, он был просто сильный конкурент. Он приехал в следующий раз поучаствовать на конкурсе Чайковского в 98-м году, его согнали после второго тура. он в сердцах забрал жену и уехал в Америку, где выиграл на конкурсе Клиберна первое место»,
– сказала музыкальный критик Елена Черемных.
Десятого конкурса ждали с трепетом. Он впервые проходил не в СССР, а в новом государстве – в России. «Ветер перемен» вносил свои изменения. Жюри состояло только из лауреатов прошлых конкурсов. Первых премий не было ни у пианистов, ни у скрипачей. Пьедестал победителей-виолончелистов и вовсе остался пуст. Один из самых скандальных, этот конкурс вошел в историю как «состязание без победителей».
«Общим, что называется, трендом, главной идеей того времени в СМИ было, что всё, чем занимались люди предыдущие десятилетия, это какая-то ерунда, все шли по ложному пути, кроме тоталитарного строя, ничего не было, а так как конкурс был идеей именно Советского Союза, то это распространилось и на конкурс»,
– вспоминает Николай Луганский.
Споры и скандалы не коснулись только вокальной номинации – всех сразила Хибла Герзмава. Молодая, яркая, с потрясающим голосом, Герзмава пела так изумительно, что ей дали первый в истории конкурса Гран-при.
«Валерий Гергиев помог восстановить репутацию конкурса, после провальных 2000-х годов, и благодаря ему лауреаты стали сразу известными на мировой арене. Например, Даниил Трифонов, который выиграл 2 конкурса назад, он играет 150 концертов в год, так это и продолжается»,
– рассуждает музыкальный критик Пётр Поспелов.
Конкурс Чайковского вновь становится флагманом в музыкальной жизни страны. Его история продолжается и по сей день, и главное в этом состязании не лауреатские звания и премии, а судьбы людей.
«Если кому-то из наших соотечественников не получилось оказаться в финале, то это была очень тяжёлая ситуация на какие-то годы. Потому что победа на этом конкурсе сразу давала тоже почти всё. И если даже неудача, она тоже запоминалась на всю жизнь, и музыканта это долгие годы преследовало»,
– считает Максим Федотов.
«Конкурс Чайковского тем и отличается, что тут огромную роль играет публика. Публика, её любовь, её поддержка. То, что делает действительно этот конкурс уникальным и лучшим конкурсом в мире.
И я хочу поблагодарить именно нашу публику, которая так по-настоящему относится, будто это дело жизни и смерти. Опыт показывает, что именно в этом огромная притягательность, помимо статуса лучшего конкурса мира. Вместе с этим такое безумие музыкальное, оно потрясающее»,
– говорит Борис Березовский.
Не пропустите онлайн-трансляцию торжественного открытия XVI Международного конкурса имени П.И.Чайковского, 17 июня в 19:00 на сайте телеканала “Россия К”.
Анастасия Егорова, Новости культуры