Летом нынешнего года исполнилось 70 лет Леониду Давидовичу Гофману – самобытному и оригинальному композитору.
Правильнее было бы сказать даже шире – музыканту. Потому что Гофман не только композитор, но ещё и теоретик музыки, дирижёр, педагог – руководитель научно-образовательного центра «Арнольд Шёнберг курс».
Как композитор он автор не только оригинальных сочинений, но множества транскрипций, оркестровок и переложений. В их числе: «Времена года» П. Чайковского, «Соната для альта и фортепиано» А. Берга, опера В. П. Задерацкого «Валенсианская вдова» и его же скрипичный концерт, скрипичная соната С. Франка, произведения С. Прокофьева, И. Брамса, К. Дебюсси и др.
Леонид Гофман родился 22 июня 1945 г в Москве. Закончил музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова по классу скрипки. Там же стал посещать класс композиции. Узнав, что в Москве живёт ученик Альбана Берга и Антона Веберна, пошёл учиться к нему и занимался с ним шесть лет. Чтобы не попасть в армию, надо было получить официальное высшее образование – с этой целью он поступил в Ереванскую консерваторию, которую успешно закончил.
Композиторскому творчеству Леонида Гофмана был посвящён авторский концерт в Московском доме композиторов 15 декабря 2015 года.
Вступительное слово сказал Всеволод Всеволодович Задерацкий. Характеризуя Леонида Гофмана, он назвал его последователем и продолжателем Филиппа Гершковича – единственного на нашей земле прямого ученика Альбана Берга и Антона Веберна (их творчество, как известно, получило название «Новая венская школа»). Огромная заслуга Л. Гофмана в том, что он составил и в 1990 году издал сборник трудов Ф. Гершковича.
После вступительного слова председатель Московского союза композиторов Олег Галахов вручил Леониду Гофману медаль Союза.
В концерте прозвучали камерные сочинения Леонида Гофмана, охватывающие период от дипломной работы 1970 года в Ереванской консерватории (кантата «Армения» на стихи О. Мандельштама), до Сюиты для фортепиано, написанной в этом году.
В программе концерта было несколько сочинений и небольших циклов для фортепиано, вокальных произведений, пьес для фортепиано и скрипки или альта.
Этот концерт даёт вполне ясное представление о камерном творчестве композитора. Оно, помимо фортепиано, охватывает скрипку, альт, виолончель; есть пьесы для гобоя и кларнета. Композитор много пишет для голоса на стихи замечательных поэтов: А. Пушкина, О. Мандельштама, В. Ходасевича, А. Вознесенского.
Композиторское творчество Л. Гофмана отличает особенность, очень редкая среди композиторов вообще, даже среди признанных классиков. Чаще всего мы понимаем, что в каком-то сочинении музыкальная мысль уже исчерпала себя, но композитор продолжает её мусолить. Не так у Леонида Гофмана. Он предельно лаконичен в своих сочинениях. У него практически нет неоправданных длиннот. Его музыкальные «высказывания» кратки и ёмки. Он не занимается растягиванием сочинения за счёт бесконечных повторов и самоцитирования. Иными словами, в его сочинениях практически нет «воды». Они концентрированы максимально и не поддаются сокращению.
В вокальной музыке Леонида Гофмана очень интересен его подход к слову. Здесь он пытается (вполне успешно) реализовать призыв своего любимого поэта Осипа Мандельштама:
«Останься пеной, Афродита,
И слово в музыку вернись…»
Мне кажется, что вокальная музыка Гофмана вносит что-то новое в восприятие давно известных стихов. Иначе перелагать их на музыку не имеет смысла.
У Гофмана сплав слова и музыки создаёт новые смыслы. Он сочиняет музыку на самые каноничные тексты: такие как пушкинские «Я вас любил», «Зимняя дорога», «Признание» и др.
К сожалению, в этом концерте не было возможности исполнить цикл Л. Гофмана для баритона с оркестром на стихи А. Пушкина – очень интересное сочинение. Сужу об этом произведении по записи под электронную фонограмму его пения. Даже в таком авторском исполнении цикл произвёл очень сильное впечатление.
Возвращаясь к концерту, в первую очередь надо сказать о замечательном музыканте и пианисте Юрии Полубелове. Кроме того, что он принимал участие в исполнении всех номеров концерта, он собрал для него великолепную исполнительскую команду: скрипачей Александра Тростянского и Дмитрия Новикова, виолончелиста Рустама Комачкова, двух сопрано – Татьяну Куинджи и Татьяну Иващенко, ну и конечно, сына юбиляра – замечательного альтиста Илью Гофмана.
С первого же исполненного в концерте сочинения «Вариаций для фортепиано» (1986) было слышно, что это музыка написана под влиянием Нововенской школы. Это не подражание – это проявление духа этой школы с её лаконизмом и интонациями. Верность этим принципам Леонид Гофман сохранил на всю жизнь. Примером тому служит самое «свежее» сочинение, исполненное в концерте, – «Сюита для фортепиано» (2015), посвящённая Ю. Полубелову.
Авторский вечер Леонида Гофмана получился очень насыщенным и информативным, довольно полно отразившим камерную сторону его композиторского творчества.
Владимир Ойвин