Мастер-класс маэстро Владимира Понькина – техника дирижирования как форма высшего пилотажа.
При всей своей внешней, казалось бы, медийной незаметности, прошло удивительно значимое и чрезвычайно интересное событие – в Большом концертном зале Академии имени Маймонида (РГУ им. А. Н. Косыгина) прошла серия занятий в рамках мастер-класса народного артиста РФ, профессора В. А. Понькина.
Проект был реализован Фондом «Глобалис» с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
Кроме того, состоялась пресс-конференция с участием В. А. Понькина, художественного руководителя и главного дирижёра оркестра академии им. Маймонида И. Ю. Берендеева и президента Фонда «Глобалис» Л. А. Бутинского.
Маэстро Понькин, помимо своей значительной и яркой дирижёрской деятельности известен как выдающийся педагог, многие из современных дирижёров молодого поколения в своих портфолио с гордостью упоминают занятия с маэстро Понькиным. В данном случае эти занятия носили открытый характер и их могли посетить все желающие студенты, аспиранты, педагоги, наблюдая за методами дирижёрской и педагогической деятельности маэстро.
В качестве “прямых”, активных учеников в рамках мастер-класса участвовали восемь музыкантов, допущенных к участию к этим занятиям по результатам конкурса видеозаписей.
На самом деле даже сложно сказать, для кого из присутствующих в концертном зале Академии эти занятия были более интересными, полезными и захватывающими. Дело в том, что маэстро Понькин оказался в фокусе самых разных позиций. С одной стороны это, конечно же, сами потенциальные будущие дирижёры, для которых помимо самой по себе активной формы обучения, нахождение за дирижёрским пультом перед симфоническим оркестром и легендарным маэстро является довольно жестоким стрессом.
С другой стороны, за работой В. А. Понькина с учениками наблюдают те его студенты, которые в течение этого дня сами окажутся на дирижёрской подставке, и они со стороны могут наблюдать за тем, что им предстоит пройти, частично сделать профессиональные выводы для себя и в какой-то степени поучиться на чужих ошибках.
Это был существенный новый и важный опыт для студенческого оркестра Академии им. Маймонида, поскольку они, во-первых, оказались участниками педагогического процесса, не направленного непосредственно на них, но при этом были вынуждены проявлять гибкость музыкального мышления и скорость музыкальной реакции, во-вторых, имели счастье работать с выдающимся маэстро, и, наконец, просто получили огромное удовольствие от такой “полуигровой” формы работы.
И, кроме всего прочего, мастер-класс был чрезвычайно интересен для автора этих строк, который неоднократно работал с маэстро в качестве оркестрового музыканта, восхищался его работой, и вот теперь, находясь совершенно в иной роли, наблюдая его работу в ином ракурсе, увидеть технологию этой деятельности изнутри и понять какими средствами достигаются нужные результаты.
Строго говоря, занятия маэстро с учениками наглядно входили в противоречие со знаменитой фразой Н. А. Римского-Корсакова “Дирижёрство — дело тёмное”. Понятно, что этой фразе более полутора веков, что-то могло и измениться, понятно, что в значительной степени её смысл относится собственно к музыке и интерпретации авторского текста в симфоническом изложении.
Но что касается самой техники дирижирования – В. А. Понькин и как дирижёр, и как педагог демонстрирует совершенно иной подход, который можно определить как предельно рациональный, когда ни один жест не является спонтанным или случайным. И это рациональное решение каждого жеста дирижёра в результате приводит к решению эмоциональных проблем и задач.
Более того, жесты дирижёра в работы маэстро — это не жесты, указывающие оркестрантам что и как нужно сделать. Жесты Понькина демонстрируют совершенно иной подход — можно назвать его психофизиологическим, можно назвать его манипулятивным, но так или иначе, этот жест обращён не к оркестранту, а к его рефлексам и подсознанию.
И это наглядно показывает, что задача дирижёра состоит не в том, чтобы учить оркестрантов играть — это задача их педагогов — дирижёр просто напрямую через оркестрантов транслирует музыку. И опять же — это не деятельность шамана или медиума, это набор технологий. Проще говоря, в этой дирижёрской парадигме, оркестрант не должен пытаться понять, что имел в виду дирижёр, он просто должен это сделать, минуя фазу размышлений.
И, кстати, такой подход начисто исключает такое хорошо знакомое оркестровым музыкантам явление как “серия обманных движений”. Каждый жест имеет свой смысл, а, стало быть, темп и энергетику. Именно обучению этим технологиям и посвящена педагогическая работа В. А. Понькина.
В этой связи хотелось бы ещё раз процитировать маэстро:
“Рождённый ползать — летать не может. Но он может управлять полётом”.
Геннадий Рождественский: «Дирижирование — благодатная почва для мошенничества»
Для работы учеников маэстро с оркестром была выбрана Серенада для струнного оркестра П. И. Чайковского. Это был хороший выбор во многих смыслах, начиная с того, что в данном случае для решения необходимых задач струнного оркестра вполне достаточно — духовики в этой ситуации ничего не добавят, а чистоту эксперимента испортят. Или, по крайней мере, усложнят задачу без увеличения смыслов.
Собственно, всё, что было необходимо для решения задач, стоящих перед дирижёрами, находилось в начале Серенады — это и то, что требовало глубины и энергетики жеста, который потребуется и в симфониях Брамса или Малера, и точность жеста, позволяющая организовать в одно целое различную фактуру в разных группах оркестра, то есть, наглядно показало, что те неточности и проблемы, которые обычно ставят в вину оркестрантам, являются в первую очередь результатом непрофессионализма дирижёра. Это было фантастически наглядно показано на примере той же Серенады, когда хорошо знакомы проблемы мгновенно исчезали стоило лишь маэстро встать за пульт и “показать, как надо”.
И вот тогда, когда эта технология уже есть и работает, становится уместной и абсолютно точной фраза самого маэстро “Дирижёр — это пример эмоционального состояния в музыке”.
А на мой вопрос о том, где по вашему мнению находится баланс между рациональным подходом и, если угодно, духовным, маэстро ответил:
“Баланс находится в голове дирижёра”.
То есть оставил своим ученикам серьёзную тему для размышлений и значительную степень свободы в их личном творческом подходе.