Автор и вдохновитель проекта “Симфонические метаморфозы”, главный дирижер театра оперы и балета Антон Гришанин соединил в одной программе классическую и современную музыку.
В очередной метаморфозе под названием “Вестсайдская история” прозвучали музыкальные произведения Гершвина, Глиэра и Бернстайна.
Исполнители – симфонический оркестр челябинского театра и солисты из Голландии – пианистка Анастасия Гольдберг и валторнист Ханс ван дер Занден.
Регтайм, свинг и блюз в сочетании с классическими мотивами – все это соединил в себе очередной концерт из цикла “Симфонические метаморфозы”. В этот вечер впервые в Челябинске были исполнены Концерт для валторны с оркестром Рейнгольда Глиэра, фортепианный концерт Джорджа Гершвина и “Вестсайдская история” Леонарда Бернстайна.
“Почему исполняю с шедеврами “Битлз”, “АВВА”, “Вестсайдская история” еще и классическую музыку? Дабы наш зритель приучался не только приходить на “Вестсайдскую историю”, но и слушал классику – совместил полезное с приятным”,
– рассуждает Антон Гришанин, дирижер. А Ханс ван дер Занден, валторнист (Голландия), уверен:
“После сегодняшнего концерта молодежь будет знать, что симфонические оркестры исполняют не только Баха и Моцарта, но и композиторов, близких поп-музыке”.
Специальные гости программы – солисты из Голландии – валторнист Ханс ван дер Занден и пианистка Анастасия Гольдберг. Интересно, что Анастасия исполнила произведение американского автора, а Ханс – коренной голландец – обратился к сочинению композитора русской школы – Глиэра.
Произведение Глиэра, написанное пятьдесят пять лет назад, вошло в историю, благодаря теплой, искренней, распевной мелодии, красивой оркестровке. Валторне на фоне флейт предназначено передать своеобразный фрагмент живописи в музыке. И все это Ханс Ван дер Занден на челябинской сцене сыграл по-европейски сдержанно, скупо на эмоции, словно существуя параллельно с оркестром.
Ханс ван дер Занден отмечает:
“С одной стороны, очень сложная музыка, но когда ты ее часто играешь, она становится простой”.
Анастасия Гольдберг – воспитанница русской пианистической школы. Она окончила Уральскую государственную консерваторию и продолжила обучение в Нидерландах, сейчас преподает в аспирантуре. Анастасии в челябинской программе удалось с большой амплитудой эмоций передать колорит американского танцевального джаза 30-х годов.
“Гершвина концерт исполняется очень редко, потому что все играют рапсодию в стиле блюз, но я считаю, концерт не менее выигрышный”,
– говорит Анастасия.
Завершился вечер исполнением девяти танцевальных мелодий мюзикла Леонарда Бернстайна “Вестсайдская история” – это еще один вариант истории Ромео и Джульетты. На этот раз действие перенесено в Нью-Йорк 50-х годов.
“Это уже признанный мировой шедевр – музыка Бернстайна. Вообще, этого человека я обожаю. Это гениальный композитор, дирижер. Я не мог пройти мимо этого произведения”,
– признается Антон Гришанин.
Челябинскому оркестру и Антону Гришанину выпала нелегкая задача – освоить непривычную плотность звучания оркестровой фактуры, широкое и разнообразное использование духовой и ударной группы инструментов, особый ритмический рисунок.
“Это произведение на самом деле сложно исполнять даже просто симфоническому оркестру, который играет симфоническую музыку, а тем более нашим музыкантам, которые работают в оперном театре. Поэтому сложностей много в технической части, ритмической части. Непросто она нам далась”,
– вспоминает Антон Гришанин.
“Я считаю, что Бернстайн и Гершвин – это классики американской сцены. У них много методизма. Конечно, есть ритмы сложные, которые в нашей оперной литературе не встречаются, но мы их уже нашли”,
– говорит Александра Колесник, музыкант.
Нужно отдать должное челябинским музыкантам – благодаря их любознательности и стали возможны “Симфонические метаморфозы”.