Камерный музыкальный театр закрывает сезон премьерой «Stabat Mater». Кантата Перголези «Мать скорбящая» – на стихи монаха-францисканца Якопоне да Тодди – повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа. В театре Покровского это произведение приобрело мультимедийную форму.
Сценических вариантов этого сочинения – по пальцам пересчитать, чаще всего можно услышать концертную версию. Искушению ее поставить режиссер Ольга Иванова поддается уже не в первый раз, эта версия родилась под воздействием поездки в Иерусалим.
«Когда я стояла у Гроба Господня в Иерусалиме, я так оглянулась: кто-то стоит, кто-то молится, надеется, – рассказывает Ольга Иванова. – Безумный мир… У меня родился другой замысел, о нас, женщинах, которые проживают в большом городе».
Впрочем, декораций большого города на сцене нет, лишь мультимедийные 3D изображения. Чтобы создать этот виртуальный мир художникам Виктору и Данилу Герасименко пришлось постараться: на бумаге делали раскадровку, лишь затем созданные макеты превращались в анимацию.
«Мы сегодня читаем в 2014-м году, и эстетика должна сегодняшней, это мы хотели привнести, мы делали метафорические образы, не старались иллюстрировать музыку», – поясняет художник-постановщик Виктор Герасименко.
Иллюстрируют музыку – скорбь матери, оплакивающей сына – артисты театра. На сцене – хор и два солиста.
«В ней нужно владеть голосом, инструментом, без этого музыка не сложится, легче спеть крупные жанры, чем такие камерные, где нужно филигранно владеть голосом», – отмечает артистка Камерного музыкального театра имени Покровского Екатерина Ферзба.
Кантата «Stabat Mater» – это повод задаться вопросом, как молиться о спасении души – всем миром или в одиночестве? Ответ каждый найдет свой, посмотрев спектакль.