Какие загадки таят в себе партитуры знаменитых композиторов?
Этим вопросом задались сотрудники Самарского музея-усадьбы Алексея Толстого.
Здесь открылась выставка, которая рассказывает об истории нотной грамоты от Средневековья до начала XX века. Оказалось, что иногда нотный стан – не просто графическая запись звуков, но и самостоятельное произведение изобразительного искусства.
Вот эту партитуру можно сравнить разве что с черным квадратом Малевича. Нет совершенно никаких звуков. Смелая идея пришла композитору Джону Кейджу. Знаменитое произведение так и называется «Четыре минуты 33 секунды абсолютной тишины». Согласно этой партитуре после взмаха дирижерской палочки наступает тишина.
Такую своеобразную медитацию, как это ни удивительно, публика оценила, и произведение стало культовым. В экспозиции каждый нотный стан не просто партитура – произведение изобразительного искусства. В графический образ ноты стали превращаться в XX веке. Но первые шаги к этому композиторы делали еще в XVII.
«Например, у Баха уже в XVII веке было такое, что черные точки нот складывались в 12 учеников Христа, или восхождение нот – означало вознесение Иисуса. То есть Бах и композиторы XVII века старались, чтобы рисунок нот также что-то передавал»,
– отмечает старший научный сотрудник Литературно-мемориального музея имени М. Горького Сергей Баландин. Ноты конца XIX – начала XX века. Из фондов музея, областной библиотеки и из частных коллекций. Для многих посетителей, а особенно для музыкантов, выставка действительно стала открытием.
«Никогда не воспринимал ноты как какой-то вид искусства или культуры. А здесь ноты представлены именно как искусство. Интересно посмотреть на ноты с этой точки зрения»,
– объясняет музыкант Михаил Клепик. Только на первый взгляд все это просто знаки, передающие музыку. Но если приглядеться внимательнее, в каждой партитуре можно увидеть символы и рисунки.