Авторский концерт молодого композитора и пианиста Ивана Шмарыгина (р. 1995) состоялся в Овальном зале Музея им. Н. Г. Рубинштейна 16 июня 2018.
Концерт был посвящен памяти профессора Московской консерватории Константина Николаевича Игумнова и прошел в рамках Всероссийского музыкального проекта «Взгляд в настоящее».
Всероссийский музыкальный проект «Взгляд в настоящее» создан коллективом известных отечественных музыкантов. Задача проекта – обратить пристальное внимание общественности на то, что происходит в академической музыке «здесь и сейчас», поддержать не только молодых, но и зрелых, уже сложившихся музыкантов (композиторов и исполнителей) и дать широкому кругу слушателей возможность услышать новую, настоящую серьезную музыку.
Проект «Взгляд в настоящее» объединяет два фестиваля: СТАМ-фестиваль и фестиваль «Диалоги двух столиц», Среди множества музыкальных фестивалей, проходящих в России, СТАМ-фесту – в прошлом фестивалю Современной Тональной Академической Музыки – принадлежит особое место: он явился инициативой молодых российских композиторов, исполнителей и слушателей, не желающих писать (исполнять, слушать) музыку только в «усредненно авангардном» ключе.
Создатели фестиваля декларируют право российских музыкантов и поклонников музыки на свободу поиска за пределами нескольких устоявшихся техник, которые принято считать мейнстримом новой музыки, право на поиск своего пути, на продолжение идейных и эстетических традиций русской музыки. Победитель СТАМ-фестиваля определяется голосованием слушателей. Победителем СТАМ-фестиваля 2017 года стал Иван Шмарыгин.
Программа авторского концерта Ивана Шмарыгина состояла из камерных сочинений: пьес для фортепиано, «Новелетт для скрипки и ф-но» и романсов. Во всей программе партию фортепиано исполнял автор.
Все пять фортепианных пьес, исполненных автором, свидетельствуют, что он пианист, прекрасно владеющий инструментом, можно даже сказать, виртуозно. Но их подбор показа нам его творчество только с одной – бравурной стороны.
Динамический диапазон от f до fff. Здесь он звучит превосходно. Хотелось бы услышать его кантилену, p, mf. И как почти все авторы, хорошо владеющие техникой, Шмарыгин к финалу пьесы слишком загоняет темп, теряет контроль над собой – темперамент его захлестывает. Хотелось бы большего разнообразия в фортепианной фактуре.
Во всех пяти пьесах на мой слух заметно влияние Рахманинова. Но это, как говориться, не самый плохой пример для подражания. Слушать их мне было интересно и не скучно, а это важно потому как все жанры хороши, кроме скучного.
Еще более интересным мне показалось вокальное творчество Ивана Шмарыгина. Еще до того, как я услышал этот концерт, просматривая его программку перед началом, я обратил внимание на подбор авторов стихов, на которые Шмарыгин пишет свои романсы. Это всё поэты высшего класса: Лермонтов, Блок, Маршак, поэты серебряного века.
Такой широкий выбор авторов свидетельствует не только о любви композитора к поэзии. Сейчас, когда школьники входят из школы, не выучив ни одного стихотворения, знакомство молодого, 23-летнего композитора со стихами Зинаиды Гиппиус или Семена Надсона вряд ли могло быть случайным. Да и выбор стихотворения лирического стихотворения Алексея Суркова «Грибной дождь», более известного своими стихами о войне, говорит о многом. Это свидетельствует о достаточно широкой эрудиции Шмарыгина, по крайней мере, в области поэзии.
После концерта я спросил у Ивана, как он ищет стихи для своих романсов? Он ответил, что просто читает много стихов. И это замечательно.
После прослушивания вокальной части программы осталось четкое впечатление, что у Шмарыгина, как у всех композиторов-пианистов, пишущих и для вокалистов, фортепианные партии не менее, а зачастую более сложны и интересны, чем вокальные.
Судить о первых двух романсах «Молодая луна родилась» на стихи Александра Блока и «Грибной дождь» на стихи Алексея Суркова трудновато из-за довольно слабых их исполнений сопрано Ксенией Ануфриевой.
Неплохо прозвучал романс «Протяжная песня» на стихи Зинаиды Гиппиус, исполненной тенором Тарасом Макаренко, но он не всегда точно интонировал. Фортепианная партия, вначале простая, постепенно усложняется.
Из трех романсов, исполненных сопрано Юлией Волковой мне более всего понравился романс на стихи Лермонтова «Редеют бледные туманы». Что касается трагической песни «Мальчик из села Поповки» на стихи Самуила Маршака, то, по моему мнению, не стоит сейчас писать песни на стихи, написанные по горячим следам трагедий военных лет, когда ярость порой захлестывала разум. Ведь сегодня мало найдется людей, которые готовы опираться на лозунг Ильи Эренбурга 1942 года «Убей немца». Если эти слова ещё как-то могли быть оправданы в то время, то в наши дни такой националистический лозунг не имеет права на использование.
С не меньшей осторожностью следует использовать тексты, призывающие к мести. Не стоит забывать, что мстительность – один из самых отвратительных людских пороков. Я полагаю не случайно в одной из самых щемящих песен о войне Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского «Враги сожгли родную хату», сюжет которой перекликается с сюжетом Маршака, нет ни слова о мести.
Но что написано, то написано! А сама песня много выиграла бы, если при её исполнении меньше вокализировать и больше использовать речитатив. Такой подход, по моему мнению, применим к исполнению большинства песен военных лет и песен о войне.
Наибольшее впечатление из вокальной части концерта на меня произвели романсы «Заря лениво догорает» на стихи Семена Надсона и «Родина» на стихи Лермонтова. Этому способствовало прекрасное их исполнение баритоном Ильей Ткачом.
Три новелетты для скрипки и фортепиано, с которыми Шмарыгин стал победителем СТАМ-фестиваля 2017 г., в этом концерте вместе с автором были исполнены Александром Митькиным. Смена скрипача не пошла на пользу этому сочинению. Исполнение скрипичной партии было каким-то ученическим по сравнению с конкурсом СТАМ 2017, где её играла Ольга Косович.
Неудачным, с моей точки зрения, стал выбор пьесы для биса. «Вариации на джазовые темы» плохо корреспондировали с программой концерта. Я бы посоветовал более серьезно подходить к выбору бисов, непродуманный подбор которых может смазать общее впечатление от удачного концерта.
И ещё я бы порекомендовал Ивану Шмарыгину более внимательно относиться к подбору исполнителей своих произведений. Неудачное первое исполнение может надолго наложить печать на сочинение как на неудачу.
В целом авторский концерт Ивана Шмарыгина был интересен и произвел на меня очень благоприятное впечатление.
Владимир Ойвин