
В Большом театре прошли выпускные концерты Московской государственной академии хореографии.
Два вечера частично совпадали по афише (и по участникам). Показывали «Класс-концерт» в постановке Асафа Мессерера и отделение номеров современной хореографии.
Различались лишь третьи части программы: в один вечер это сюита из испанского – по месту действия – советского драмбалета «Лауренсия» авторства Вахтанга Чабукиани, в другой — третья картина «Лебединого озера» в хореографии Григоровича, с парадом национальных танцев и «черным» па-де-де.
То есть от театрализованной техники до показа учеников в рамках, максимально приближенных к реальности «игрового» классического театра, с костюмами и декорациями.
Причины понятны. Сперва нужно показать святая святых — навыки в академической классике. Потом, идя в ногу со временем, представить учеников и выпускников в навыках танца вне академизма. Конечно, показать, сценический народно-характерный танец. Ну, и актерство в ролях.

Современной европейской хореографии ждать не приходится, по очевидным причинам. И царят размытые критерии самого понятия: современным часто считается время создания танцев, а не использованная постановщиком лексика.
«Класс-концерт» в редакции Александра Зайцева на сборную музыку от Глазунова до Шостаковича исполнялся (как и финалы вечеров) вместе с оркестром Большого театра под управлением Антона Гришанина. Маэстро, что называется, собаку съел на балетных сопровождениях, так что с ним выступавшим было нормально.
Балет Мессерера примечателен тем, что в нем показываются все ученические возрасты, от младших до старших классов, даны аллегро и адажио, многие виды и комбинации балетного класса (у станка и на середине), от простых к сложным, танцы сольные и дуэтные, партерные и воздушные, и все это в парадном, но в то же время теплом виде. Как будто все балетные — одна большая дружная семья.
Не скажешь, глядя на такое раздолье, что балет — «каторга в цветах». Но и танцевать парад нужно парадно, что наблюдалось далеко не всегда. Волнение выпускного концерта в БТ – волнением, но ведь на сцене – не все, но многие — без пяти минут артисты, уже принятые в разные театры, должны уметь справляться, да и концерт все ж не экзамен, не та ответственность.
Вбитая за годы учебы в плоть и кровь старательность, при отсутствии настоящего сценического опыта, то и дело превалировала над свободой пластического самовыражения, отчего тела в танце у некоторых участников оказались зажатыми, а манера «оптимистически» держаться – несколько вымученной.
Синхронность тоже не всегда побеждала. Но это, впрочем, почти неизбежно — на первом этапе карьеры. Да и база, всплески успешной техники, не раз впечатляла, у многих, у станка – особенно, эта четкая каллиграфия работы ног, сонмы батманов и рондов. Впечатлила и умелая выносливость партнеров в поддержках, что не всегда бывает у танцовщиков в юном возрасте.
Отделение современной хореографии порадовало не так дуэтом из балета «Призрачный бал» (за недостатком призрачности в исполнении), как номером «К свободе», где виртуозничал и демонстрировал уверенную телесную «волну» иностранный выпускник Фам За Минь.
Выпускница Василиса Минова в неоклассической «Лакримозе» на музыку Вивальди (хореограф Александр Сергеев) показала, что скорбные слова поющего контратенора о плачущей Богоматери она, возможно, не совсем понимает, ибо танец девушки был на диво нейтрален. Зато на втором концерте это исполнила Маюко Фудзии, гибкая, длинноногая и музыкальная японская балерина-тростинка, у которой тривиальный, в общем-то, номер заиграл многими красками. Скорбью в том числе.

Выпускница Софья Васильева, хватая саму себя за нос, сгибаясь в три погибели и зловеще шевеля пальцами, ярко показала неврастенический отрывок из балета «Личности Миллигана» (Олег Габышев сделал спектакль-ужастик о психопате с многими раздвоениями личности).
А «Не вовремя» на музыку Вила-Лобоса, длинный номер в постановке упомянутого выше Сергеева для трех пар солистов и одного концертмейстера, заставил слегка вздремнуть. Уж очень он старомодный, какой-то пионерский, хоть и посвящен подростковому флирту. Ну кто так нынче флиртует? Или это танец-ностальгия?
Первый концерт с «Лауренсией», где стучали кастаньетами и жители Иберийского полуострова толпились кордебалетом, оказался, естественно, смотром умений испанского (а заодно и цыганского) танца. И смотром по качеству неплохим, если не считать запутавшегося в технике Фрондосо (Сергей Калинич).
Сама Лауренсия (Маргарита Тюшева) являла надлежащее мастерство, демонстрируя уверенный апломб и мощные вращения, и вылетая на сцену в прыжке с большим прогибом. Но задора в образе я бы ей пожелала побольше.
Народная же свадьба на юге Европы, а не класс-концерт. Ученики должны понимать, на конкретных карьерных примерах, что лучшие звезды мирового балета потому и звезды, что увлечены не только собой на сцене, но и партнерами, и окружением в спектакле, и общим театральным контекстом.
Третья картина «Лебединого озера» была подана с укороченным «черным» па-де-де и отсутствием финала. Мне неизвестно, что тому причиной, но зрелище это не украсило. Как и кукольные танцы большинства Невест, исполнительницы которых, видимо, полагали, что выучить порядок – это всё, а пластические тонкости национальных типов, а также точная работа рук и свобода корпуса возникнут как бы сами собой. Не возникли, увы. Разве только в испанском танце (та же броская Тюшева).

Запомнился эффектный Злой Гений (Даниил Бабкин), с большим прыжком и надлежащим злодею энергетическим посылом. Запомнилась умно-расчетливая и по-хорошему самоуверенная Одиллия (Елизавета Сафина), с красивыми ногами, выразительными «крыльями» и танцевально-актерским умением водить Принца за нос: то ему белое и невинное видится в партнерше, то черное и искушающее. Как и нужно.
А вот Принц (Александр Гусев) предстал сушим ребенком, который растерялся, в том числе и технически, при виде роковой красотки. Хорошо хоть, что проворный Шут (старшекурсник Сергей Кринецкий) был, что называется, у себя дома: «трюковал» вполне непринужденно.
Концерты свое дело сделали: обозначили вехи очередного учебного года. За кем-то из выпускников захотелось следить уже в театре, за кем-то — не очень. Это нормально. А будущее покажет. Всем желаю удачи.
Майя Крылова