В Национальном театре Мангейма состоялся очередной спектакль нашумевшей постановки оперы Мечислава Вайнберга «Идиот».
Немецкая премьера незаслуженно забытой оперы польского композитора по мотивам одноименного романа Ф. Достоевского успешно прошла в Мангеймском театре 9 мая 2013 года.
Между тем, сценическая судьба этого загадочного произведения весьма необычна. Еще в 1991 году в Московском Камерном музыкальном театре Борис Покровский осуществил неполную версию последней оперы Вайнберга.
Музыкальный материал сочинения таит в себе немало откровений, поражает величественным размахом и экспрессивностью мысли. Изображение положительно прекрасного человека, выражение идеала (главного героя оперы) созвучно творческому кредо Мечислава Вайнберга.
Немецкое издание «Frankfurter Allgemeine» справедливо отмечает «всепоглощающую красоту и совершенство» мелодических линий партитуры. «Эта музыка одновременно эпична и иронична, мелодична, романтично, мастерски инструментована».
******
В марте на сцене Национального театра Мангейма состоялся седьмой спектакль со дня немецкой премьеры «Идиота». Музыкальный руководитель и дирижер – Томас Зандерлинг, режиссер-постановщик – Регула Гербер, сценография – Стефан Майер, художник по костюмам – Фальк Бауэр, световое оформление – Николь Берри.
Продолжительность спектакля составила четыре часа! Между тем настолько увлекала и захватывала его драматургия, что порой время как раз и не замечалось.
В опере широко развита система лейтмотивов, характеризующих облик каждого из персонажей драмы. Томас Зандерлинг сосредоточил свое внимание на мельчайших деталях оперной партитуры Вайнберга, в том числе взаимодействию оркестра с вокальными ансамблями.
В интервью корреспонденту Deutsche Welle («Немецкая волна») маэстро отметил:
«Для меня как для дирижера в высшей степени интересны симфонии Вайнберга: очень яркие, очень личные в плане композиторского самовыражения. Но я считаю, что особенно важно и знаменательно другое: в отличие от Шостаковича, который получил такой страшный шок от статьи “Сумбур вместо музыки”, что к опере больше не возвращался, Вайнберг продолжал писать оперы, несмотря ни на что, пусть и без надежды и шанса на исполнение.
В Шостаковиче Сталин и его приспешники убили великого оперного композитора, но в Вайнберге – не смогли. Мне кажется, что рост интереса к музыке этого великого композитора – не случайность, а скорее закономерный и необратимый процесс».
Среди несомненных удач спектакля отмечу превосходные вокальные работы эстонского тенора Юхана Тралла в партии князя Льва Николаевича Мышкина, звенящее сопрано Людмилы Слепнёвой в роли обольстительной красавицы Настасьи Филипповны, немецкого бас-баритона Стивена Шешарега, стихийно сыгравшего мятежного купца Парфена Рогожина, а также других участников мангеймской постановки.
Хор и оркестр театра под руководством Томаса Зандерлинга звучали сбалансированно и динамично.
Виктор Александров, Мангейм (Германия), ClassicalMusicNews.Ru