В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко поставили «Хованщину» с купюрами. Знаменитая опера Модеста Мусоргского тут будет идти с небольшими сокращениями. Правда, их еще при жизни одобрил сам композитор.
Постановщик – главный режиссер оперной труппы Александр Титель – задействовал в «Хованщине» 200 артистов и сразу два хора – взрослый и детский. Мастера сшили 500 костюмов, которые артисты носят даже между репетициями, чтобы немного состарить бархат. В масштабном спектакле пять актов, и длится он три часа, но при этом не выглядит затянутым. Это благодаря режиссерским решениям и лаконичной сценографии от художника Владимира Арефьева. Все действие происходит в одной декорации.
«Мы стараемся взять из исторических событий XVII века, о которых идет речь в опере, самое главное. Действительно, эта страсть к уничтожению и самосожжению, отсутствие инстинкта самосохранения – все это свойственно и возникло не только в связи с церковным расколом. К сожалению, это в нашем национальном менталитете, для нас жизнь – копейка»,
– сказал режиссер, народный артист России Александр Титель.
Мусоргский работал над оперой практически десять лет, до самой смерти, но так и не закончил. Произведение завершил Николай Римский-Корсаков. А в 1970-е годы ХХ века свою редакцию «Хованщины» сделал Дмитрий Шостакович.
В либретто описаны события 1682 года, период правления князя Ивана Хованского. После подавления восстания стрельцов царевна Софья назначила его их начальником. Хованского любили подчиненные и даже называли его «батей». Моментом попытались воспользоваться старообрядцы – они захотели склонить князя на свою сторону.
Только спустя семь лет власть перешла в руки царя Петра, а царевна Софья была заключена в Новодевичий монастырь. События оперы не точно совпадают с реальностью, но для Мусоргского было важно показать переход власти к Петру I.
В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко считают, что «Хованщина» до сих пор актуальна, а описанная в ней борьба за власть представителей разных сословий – история вне времени.
«Исторические параллели, безусловно, существуют всегда. Мы совершенно другие люди, много информационных потоков на нас сваливается, поэтому мы уже не можем архаику играть в прямом смысле. Конечно же, мы играем как современные люди, но безотносительно к событиям. Надо стараться»,
– отметила солистка оперы Ксения Дудникова.