Государственный академический хор «Латвия» п/у своего художественного руководителя Мариса Сирмайса преподнёс московским слушателям прекрасный подарок: два мотета И. С. Баха: «Jesu, meine Freude» («Иисус – моя радость») BWV 227; один из самых популярных его мотетов «Komm, Jesu, komm» («Приди, Иисус, приди») BWV 229 и русскую литургию для хора a capella, солистов и свирели «Запечатленный ангел» Родиона Щедрина.
В концерте принял участие Московский камерный оркестр «Music Viva» (худ. руководитель Александр Рудин).
Концерт состоялся 19 марта 2015 года в Концертном зале им. П. И. Чайковского в рамках абонемента Московской филармонии № 3 «Грани бессмертия. Великие оратории». Баховские мотеты безусловно гениальны, но это всё же не совсем «оратории».
Отсюда напрашивается вывод, что великой ораторией сочли «Запечатленного ангела» нашего современника и соотечественника Родиона Щедрина. Можно ли согласиться с такой дефиницией? Вполне. На такое громкое именование эта русская литургия вполне может претендовать. Конечно, свой вердикт вынесет время, но я лично считаю последние хоровые фрески Родиона Щедрина великими ораториями.
С программой концерта связано одно интересное внемузыкальное обстоятельство. В дни, когда отношения России с остальным цивилизованным миром, сложились, мягко говоря, не лучшим образом, – программу, содержащую крупное сочинение ныне живущего русского автора, поёт в Москве зарубежный хор. И как поёт!..
Начался концерт исполнением мотета И. С. Баха «Jesu, meine Freude» BWV 227. Это мотет погребальный, основанный на стихах из 8 главы «Послания к римлянам» апостола Павла. Это грустная, но не трагическая музыка, в ней сквозит отсвет радости по поводу того, что «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу…» и что в смерти душа воссоединяется с Создателем.
Про это настроение можно сказать стихотворной строчкой: «Печаль моя светла». В те времена было совсем другое отношение к смерти, нежели сегодня. Вера была действительно базой для жизни. И главное было прожить так, чтобы обеспечить себе жизнь вечную – как противопоставление вечной смерти.
Тут уместно вспомнить определение вечности в романе глубоко верующего писателя Франсуа Мориака «Подросток былых времён». (Это не цитата, а пересказ, но за точность образа ручаюсь.) Представьте себе алмазный куб с гранью в один километр. Раз в тысячу лет прилетает ворон и чистит об этот куб свой клюв. То время, за которое весь куб изотрётся, есть мгновение в вечности! По-моему, более точной и одновременно более поэтичной иллюстрации вечности – не найти.
Мотет «Jesu, meine Freude» был исполнен с полным понимаемым смысла текста. Хор звучал безупречно. А какая прекрасная игра паузами была в первой части!
Идеально вписался в настроение первого отделения и мотет «Komm, Jesu, komm». И он тоже о стремлении соединиться с Творцом в вечной жизни.
Иисус, приди;
Слабею телом,
Уходят силы с каждым днём;
И я стремлюсь
В Твою обитель;
Мой тяжкий путь невыносим.
Мы слышали этот мотет в исполнении хора «Латвия» на сцене КЗЧ в 2012 году. Их исполнением этого шедевра Баха можно только восхищаться. Да и всё первое отделение лишний раз показало, что в барочной музыке этот хор великолепен, стилистически изумительно точен и имеет безупречный вкус.
Родион Щедрин (р. 1932 г.) – по праву самый знаменитый и титулованный из ныне живущих русских композиторов. Он ученик Юрия Шапорина (композиция) и Якова Флиера (фортепиано). Наибольшую известность ему принёс балет «Кармен-сюита» (свободная обработка фрагментов из оперы Бизе «Кармен» для струнных и ударных), написанный для его жены – гениальной балерины ХХ века Майи Плисецкой.
Творчество Р. Щедрина отмечено его давним интересом к русской христианской музыкальной культуре. И не только официальной, но и старообрядческой. У Щедрина есть несколько крупных сочинений, вдохновлённых русской церковной музыкальной традицией – концерт для оркестра «Звоны» (1968), «Фрески Дионисия» для девяти инструментов (1981), «Стихира» для оркестра (на тысячелетие крещения Руси, 1987), концерт для хора «Запечатленный ангел» на старообрядческие духовные тексты (1988), опера «Боярыня Морозова» (2006).
Этот интерес свидетельствует о его давних музыкальных и духовных исканиях. Закономерен и его интерес к старообрядческой музыке. Он говорил, что умеет читать крюковое музыкальное письмо.
Прозвучавший во втором отделении «Запечатленный ангел» – одно из самых сложных хоровых сочинений Родиона Щедрина. Композиция a capella написана в 1988 году, в самом начале церковного (и псевдо-церковного) бума в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси. Она звучит более часа, но час этот краток, время пролетает незаметно. «Запечатленный ангел» написан Щедриным под впечатлением одноимённой повести Николая Лескова. Интерес к творчеству великого писателя вылился ещё и в сочинение оперы «Левша».
Прямых сюжетных связей с повестью Лескова в этой хоровой литургии нет. Нет и традиционных литургических текстов, но
«заглавная идея нетленности художественной красоты, магической, возвышающей силы искусства посильно трактована средствами языка музыкального. В повести Лескова ведётся рассказ об иконописце Севастьяне, «распечатлевшем» осквернённую сильными мира сего древнюю чудотворную икону, о раскольниках-староверах. Лесков там и здесь разбрасывает на страницах повести заглавные строки старообрядческих песнопений, литературные тексты которых частично положены мною на музыку»
– сказал Родион Щедрин.
Это не первое обращение хора «Латвия» к «Запечатленному ангелу». В 2009 году на фестивалях в Люцерне и Рейнгау коллектив исполнил эту русскую литургию Щедрина, заслужив восторженный отзыв автора и горячий приём у публики.
Если говорить о мастерстве прославленного коллектива в целом, то поражают идеальная ровность голосоведения в группах и мастерство цепного дыхания. Звук очень красив во всех динамических диапазонах: от тончайшего пианиссимо до мощного фортиссимо, к которому хор прибегает крайне экономно. Хор чутко различает стиль исполняемых сочинений. Он совершенно по-разному звучит в музыке Баха – и Щедрина. Это, казалось бы, естественно – но встречается, увы, не так часто, как хотелось бы.
В качестве солистов весьма удачно выступили артисты хора, и это определило высокое качество ансамбля. В числе солистов при исполнении «Запечатленного ангела» блистательно выступили ученики Хорового училища им. А. В. Свешникова Николай Абрамов (дискант) и Богдан Липатов (альт). Особенно красиво, просто по неземному звучал дискант Абрамова. Слушая такие голоса, понимаешь, что именно хор мальчиков наиболее подходит для исполнения средневековой и барочной церковной музыки. Их голоса, в отличие от женских, не столь чувственны и хоры мальчиков при крупных соборах насчитывают многовековую историю. Вспомним хотя бы существующий Томанерхор из церкви св. Фомы, в которой кантором в течение многих лет был Иоганн Себастьян Бах.
Партию флейты, заменяющей свирель в «Запечатленном ангеле», очень хорошо исполнила Марина Рубинштейн – солистка ансамбля «Студия Новой Музыки». Замечательно прозвучал ее сольный номер (4): «Егда славнии учéницы». Rabbioso L`istesso tempo.
В аккомпанементе мотетам И. С. Баха прекрасно выступил Московский камерный оркестр «Musica Viva» (Художественный руководитель Александр Рудин), составивший хороший, тонкий ансамбль с хором «Латвия».
Как и в прежние времена, каждое выступление хора «Латвия» в Москве становится настоящим праздником мастерства и высоким парением духа музыки.
Владимир Ойвин