Совершенно закономерно, что для проведения Фестиваля была выбрана немецкая земля, так как в творчестве Эмиля Гилельса немецкая музыка занимала доминирующее положение (наряду с русской музыкой).
В фестивале приняли участие Евгений Кисин, Марта Аргерих, Лилия Зильберштейн, Григорий Соколов и другие.
С января 1990 года в немецком Фрайбурге проживал ученик Гилельса по Московской консерватории Феликс Иосифович Готлиб. Сейчас он профессор Штутгартской Высшей школы музыки, живет в Штутгарте. Ещё в 2005 году Готлиб создал интернет-портал, посвященный жизни и творчеству великого пианиста двадцатого века Эмиля Гилельса. С этого момента началась работа по оцифровке архива Гилельса. В это же время был создан Фонд Гилельса.
После создания архива и фонда возникла идея провести Фестиваль памяти великого музыканта. И совершенно закономерно, что для создания Фонда и проведения Фестиваля была выбрана немецкая земля, так как в творчестве самого Гилельса немецкая музыка занимала доминирующее положение (наряду с русской музыкой).
Он исполнял и записал многие сочинения И. С. Баха, сонаты и концерты Моцарта, все концерты и почти все сонаты Бетховена, сочинения Гайдна, Шуберта, Мендельсона, К. М. фон Вебера, концерты Брамса и Шумана и различные циклы фортепианных пьес этих композиторов.
Россия оказалась в стороне от этих фестивальных событий: и Московская консерватория, где Гилельс много лет преподавал, и Московская филармония, солистом которой музыкант был более сорока лет, в течение последних лет безучастны к его памяти.
Готлиб готовил фестиваль Гилельса несколько лет и лично ездил к музыкантам и договаривался об их участии. Результаты оказались ошеломляющими.
Фестиваль проходил в Фрайбургской высшей школе музыки с 26 по 31 марта 2012 года. Было три концерта, но какие!
Играли – Григорий Соколов, гениальный российский пианист; фортепианный дуэт: легендарная аргентинская пианистка Марта Аргерих и Лилия Зильберштейн, российская пианистка, живущая сейчас в Германии; и великий российский пианист, живущий в Париже, Евгений Кисин. Концерт каждого из этих пианистов в России или на Западе – событие музыкальной жизни любой из стран, а все они вместе во Фрайбурге – просто уникальный случай, подарок судьбы слушателям и дань памяти Гилельсу. Концертные залы Парижа, Лондона, Берлина и Вены могут только завидовать этому событию.
Честно говоря, я сомневался, что все музыканты приедут на Фестиваль. Поездка во Фрайбург довольна сложная, так как в городе нет международного аэропорта. Пришлось лететь через Цюрих (Швейцария), а затем добираться поездом около трёх часов. Голод Фрайбург – очаровательное место, он основан ещё в двенадцатом веке и расположен в долине среди Шварцвальдских гор и лесов. Много красивых зданий и церквей 14-19 веков, старинные узкие улицы, и совершенно чистый воздух. Фрайбургский университет был создан в 1457 г. герцогом Альбрехтом Шестым и является одним из старейших в Германии.
Перейдём к фестивалю. Концерты состоялись в прекрасном зале Высшей школы музыки. В зале прекрасная акустика, а школа находится в тенистом парке на севере города. Также в рамках фестиваля в камерном зале школы проходили мастер-классы, на которые приехали молодые музыканты из Германии, России, Украины, Японии и США. Мастер-классы проводили профессора различных школ: Лилия Зильберштейн из Гамбурга, Дмитрий Башкиров, профессор Московской и Мадридской консерваторий и Роберт Левин, профессор Нью-Йоркской консерватории и Высшей школы музыки Фрайбурга. Студенты на мастер-классы были отобраны по представленным ими записям. Занятия проходили ежедневно и пользовались большой популярностью.
На фестивале в фойе школы была развернута большая фотовыставка о жизни Эмиля Гилельса, его семьи и друзей, а также материалы, посвященные дочери Елене, замечательной пианистке, рано ушедшей от нас. На больших стендах можно было увидеть уникальные фотографии, например: Гилельс и бельгийская королева Елизавета, первомайская демонстрация в Москве в 30-е годы, где рядом с Гилельсом стоят Яков Зак, Яков Флиер, Роза Тамаркина и другие музыканты, Гилельс и Генеральные секретари ООН Даг Хаммершельд и У Тан, встреча Гилельса с Папой Павлом Шестым, дирижеры Юджин Орманди, Кирилл Кондрашин, Курт Мазур, знаменитая американская актриса Дорис Дэй и другие.
Фонд Гилельса выпустил к фестивалю компакт-диск с записями 24-х прелюдий, мазурок, ноктюрна, фантазии-экспромта и других сочинений Шопена в исполнении Гилельса. Все записи вышли на диске впервые.
Фестиваль вызвал большой интерес истинных любителей фортепианной музыки и профессиональных пианистов из России, США, Японии, Германии, Франции и других стран. Приехало российское телевидение – канал «Культура». В городе висели большие афиши концертов. А зал школы был всегда переполнен. Городские власти помогли организации фестиваля. Но всё держалось на одном человеке – неуёмном, энергичном и умном Феликсе Готлибе. Честь ему и слава!
Описывать концерты фестиваля трудно: как найти нужные слова, чтобы выразить игру Григория Соколова, его звук и тонкую «живопись» на клавиатуре; или волнение, которое охватывает, когда на сцене появляется великая Марта Аргерих вместе с очаровательной Лилией Зильберштейн, а Евгений Кисин своим глубоким прочтением классики доводит людей до экстаза и весь зал в едином порыве встаёт! Это были незабываемые дни!
Соколов исполнял сюиту Ж.-Ф.Рамо, сонату Моцарта ля минор, К.310 и сочинения Брамса: вариации на тему Генделя и три интермеццо, ор.117.
Зал просто внимал, и, как говорил Шуман в таких случаях: «Поэт говорит!» Пианист умеет проникнуть в замысел композитора так глубоко, что создаётся впечатление сиюминутного рождения произведения. Соколов, конечно, сотворец вместе с автором. Когда я слушал сонату Моцарта в его исполнении, у меня катились слёзы, я даже не сразу это понял. А ведь пианист только играл! Но у многих зрителей глаза были мокрые. Когда слушаешь его игру, мир перестаёт существовать. Есть только Музыка.
Соколов единственный из концертирующих музыкантов играет клавесинную французскую музыку (Рамо, Куперен) на современном рояле. На бис пианист играл сочинения, которые часто исполнял Гилельс: шумановские пьесы из опуса 32 «Жига», «Романс», «Фугетта», а также один из гилельсовских шедевров – Прелюдию Баха-Зилоти. И вдруг пронёсся небольшой ветерок – это Соколов исполнил «Желание» Скрябина.
Я впервые беседовал с музыкантом после концерта. Это – очаровательный, интеллигентный человек, словно сошедший со страниц чеховских пьес. Мы беседовали о музыке, и я умолял его делать новые записи концертов. Обещал!
Фортепианный дуэт Марты Аргерих и Лилии Зильберштейн исполняли Брамса – Вариации на тему Гайдна, Фантазию Моцарта в обработке Бузони, Концертино Шостаковича и два сложнейших произведения – Патетический концерт Листа и сюиту Рахманинова №1. Всё было сыграно с большим эмоциональным накалом и очень гармонично. Многие исполненные сочинения, кстати, входили в репертуар Гилельса, в частности Фантазия Моцарта, Вариации Брамса и концерт Листа. Это также дань уважения великому Мастеру. Особенно хочется отметить исполнение Листа, технически безупречное и сыгранное в бешеном темпе.
На бис был исполнен четырёхручный Вальс Рахманинова и зажигательная Бразильера (третья часть из сюиты «Скарамуш») французского композитора Мийо.
После концерта автор встречался с Мартой Аргерих и долго с ней беседовал. Это большая честь для любого человека. Я назвал её «королевой фортепиано», но впервые так её назвал российский пианист Виталий Маргулис. Она смеялась, но чувствовалось, что это ей приятно. Мы говорили о музыке и русских пианистах. Она знает, что в Одессе родилось множество крупнейших пианистов. Я её спросил, знает ли она русских писателей и поэтов родом из Одессы и читала ли она Бабеля. «Да, хороший писатель! Я читала», – ответила Марта Аргерих.
Она рассказала о двух своих встречах с Гилельсом. Впервые она встретила его в Берлине много лет назад, где она должна была играть Первый концерт Чайковского. Гилельс (один из лучших интерпретаторов этой музыки) пришел на её концерт и похвалил пианистку. До и во время концерта она не знала, что Гилельс слушает её. Если б знала, призналась она, то не выступала бы. «Волновалась я ужасно!»
Лилия Зильберштейн – тонкий музыкант, замечательный ансамблист, у неё замечательное туше, и она стоит вровень с великой Аргерих. Они часто выступают вместе.
На закрытие Фестиваля выступил Евгений Кисин. Ажиотаж на его концерте зашкаливал. Он играл «Лунную сонату» Бетховена, ноктюрн и сонату №3 Шопена, а также сонату американского композитора С. Барбера. Звук первой части бетховенской сонаты напоминал сияние лунного света ночью. Причём пианист почти не пользовался левой педалью. Волнение и страсть финала сонаты передались и публике, это были потоки взаимной любви. Музыка Бетховена звучала и мужественно, и с какой-то потаённой страстью.
Шопен – один из любимейших композиторов Кисина, и ноктюрн №10 он сыграл прекрасно. Легато было каким-то бесконечным. Соната Шопена была сыграна мощно. Особенно понравились первая и четвёртые части, пианист играл их в умеренном темпе, но с внутренним напряжением. Кстати говоря, обе эти сонаты были в репертуаре Гилельса. Соната Барбера, полная кипения чувств и каких-то грозных реминисценций, у пианиста прозвучала ясно, стройно и мощно. Это произведение довольно редко играют европейские пианисты.
По окончании концерта зал встал и приветствовал Кисина. На бис пианист играл вальсы Шопена и марш Прокофьева из оперы «Любовь к трём апельсинам», излюбленный бис Гилельса. И зал снова вставал и вставал, требуя новых бисов. По окончании концерта в фойе Школы стояла огромная очередь благодарных слушателей к Кисину за автографами. Так закончился фестиваль-праздник, посвящённый памяти выдающегося пианиста двадцатого века – Эмиля Гилельса. Фестиваль удался и запомнится надолго. И теперь его решено проводить во Фрайбурге каждые два года.
Ян Коваленский, “Частный корреспондент”