Почему именно «Князем»? Ответ очевиден. Уже традиционно эта знаменитая русская опера является неотъемлемой частью фестиваля «Басы XXI века». Несколько лет назад приглашенные звезды исполняли оперу в концертном варианте в скромном зале «Дзержинки». Сейчас же и сами артисты и, конечно же, зрители смогли насладиться красивейшей постановкой, великолепными костюмами и декорациями.
Но не только это. Не так много оперных произведений, где представлены четыре басовых партии, причем три из которых главные. Ну, разве что «Борис Годунов» Мусоргского, где целых шесть басовых партий!
Вообще басов любят в России. И это неслучайно, такая любовь берет свое начало из древности, из церковного пения, где преобладающим голосом являлся именно бас, в отличие от западной традиции, в которой главным всегда был тенор. Кстати, если верить некоторым исследователям, в старообрядческих хорах голоса определяли довольно просто: «басы» и «подголоски»…
Кто как не бас может передать мощь и удаль русской души? Вряд ли тенору это под силу. Когда на одном из предыдущих фестивалей «Басы XXI века» на сцену вышли сразу семь вокалистов – обладателей мощных голосов и запели разом «Эх дубинушка, ухнем…», казалось, рухнет потолок и разлетится вдребезги хрустальная люстра, ну и народ в хорошем смысле неистовствовал. Любят у нас удаль, силу и мощные голоса.
Басы «Князя Игоря» – это абсолютно разные характеры, образы, противостоящие друг другу. Так было и во вторник на сцене Самарской Оперы. Кончак в исполнении заслуженного артиста Азербайджанской Республики, солиста государственного Академического театра оперы и балета Али Аскерова – это действительно победитель, полностью уверенный в своей мощи и правоте, и его глубокий низкий бас не вызывает в этом сомнений. Он не лукавит и не играет с русским князем и даже готов поделиться с ним своими богатствами.
Для исполнения партии Князя Игоря на фестиваль басов приехал лауреат международных конкурсов, лауреат премии фонда Ирины Архиповой Владимир Байков. Для него эта партия стала дебютом.
«Когда меня пригласили на фестиваль «Басы XXI века» исполнять партию князя Игоря, то передали диск с записью спектакля. И на протяжении двух месяцев, практически каждый день, находясь в гостиницах, я ставил эту запись и таким образом вводил себя в спектакль»,
– рассказал артист. На «живые» репетиции был выделен только один день – накануне открытия фестиваля Владимир Байков прилетел из Амстердама, где выступал в Concertgebouw.
«Это зал с потрясающей акустикой и публика там тоже потрясающая. Перед русским зрителем страшнее выступать, чем перед заграничным. Мне кажется, что российская публика всегда ждет чего-то слишком русского, чего во мне давно уже нет»,
– считает Владимир Байков. И действительно, глядя во время пресс-конференции на абсолютно европейское лицо Владимира Байкова, было сложно представить его в образе древнерусского князя. Да и как признался сам артист, ему очень близка немецкая музыка. Он много лет выступает на лучших сценах европейских театров, является солистом Финской национальной оперы, Туринского театра «Реджо», Амстердамской оперы, Барселонского театра «Лисеу», а один из его любимых композиторов – Вагнер, которого Байков исполняет уже третий год.
«Недавно я пел в Германии в опере «Гибель богов», пел Глашатая в «Лоэнгрине» Вагнера, сейчас есть приглашение на «Вольного стрелка» Вебера. Мне очень нравится немецкая музыка, ну и, конечно, русская. Мусоргский, Бородин, Чайковский и Глинка, на мой взгляд, самые неудобные вокальные композиторы и при этом самые гениальные»,
– рассказал солист на встрече с журналистами.
Несмотря на европейскую сдержанность Владимира Байкова, князь Игорь в его исполнении все же предстал перед самарской публикой на удивление русским. Обладатель ровного, бархатного баса создал образ твердого, прямолинейного, но при этом мягкого, можно сказать, любящего Игоря.
Сцены с Ярославной, которую исполняла солистка Пермского академического театра оперы и балета им. П. Чайковского Ирина Крикунова, получились довольно трогательными. А сам Владимир Байков, облаченный в доспехи, вдруг неожиданно стал на похож на Александра Невского, вернее, на образ, созданный когда-то Николаем Черкасовым в знаменитом фильме.
И еще один бас на фестивале и в опере Бородина – князь Владимир Галицкий в исполнении солиста Московского музыкального театра «Геликон–опера», лауреата премии имени Ф. И. Шаляпина Михаила Гужова. В одной из рецензий о нем было написано: «Его необыкновенный бас ошеломил», в другой публикации: «Просторный, задушевный русский бас…».
Вот и Галицкий в его исполнении из развратного, распутного, а возможно, и зловещего предстал вдруг перед публикой просто разудалым, и его угрозы упрятать Ярославну в монастырь уже воспринимаются лишь как бахвальство.
«На мой взгляд, образ Галицкого довольно противоречив. Эта натура непредсказуемая. Да, он загульный, любитель вина и женщин, но эдакая разухабистость у русских людей – не редкость. И что поделаешь, многие талантливые люди были любителями выпить и в то же время великими мастерами своего дела. Возможно, и Галицкий такой – противоречивый…»,
– сказал Михаил Гужов сразу после спектакля. Кстати, эдакую противоречивость композитор изначально доверил все-таки не басу, очень часто Галицкого исполняет драматический бас-баритон или баритональный бас.
Четвертый бас в опере «Князь Игорь» – Скула–гудошник. Эту партию исполнил уже наш родной самарский бас – молодой солист, лауреат всероссийского и международных конкурсов Георгий Шагалов. Роль небольшая, но запоминающиеся. Наверное, от того, что шуточная…
Владимир Байков, лауреат премии фонда Ирины Архиповой:
“Мне всякий раз приятно сотрудничать с проектом «Басы XXI века». А мой ввод в самарскую постановку оперы «Князь Игорь» получился в некоторой степени спонтанно, со многим артистами мы познакомились только после репетиции. Готовясь к спектаклю, я очень надеялся на то, что мне будет помогать Ярославна, которая знает уже все мизансцены, но оказалось, что и Ярославна – Ирина Крикунова – также, как и я, впервые участвует в этой постановке. То есть получился экспромт, а экспромт порой более удачен, чем результат долгих репетиций.
Дмитрий Сибирцев, художественный руководитель Международного фестиваля «Басы XXI века»:
“Фестивалю тринадцать лет, но при этом нынешний – седьмой по счету. А цифра семь, как известно, магическая и счастливая… Традиционно на фестиваль басов приезжают и постоянные, уже полюбившиеся самарскому зрителю артисты, и появляются новые имена.
Сейчас к нам впервые приехали солист «Геликон-оперы» Алексей Дедов, солист Большого театра России, Национальной Парижской оперы, заслуженный артист России Владимир Огнев. Впервые также в фестивале примет участие дирижер Александр Анисимов.