
В ноябре 2017 года в лучших концертных залах Москвы и Санкт-Петербурга с аншлагами прошел Первый международный фестиваль актуальной классики Re:Formers.
Авторы проекта (пианистка Мария Немцова и саксофонист Виталий Ватуля) поставили перед фестивалем амбициозные задачи: пригласить музыкантов с мировыми именами, ранее никогда не игравших в России, познакомить российскую публику с уникальным репертуаром классического саксофона, собрать в программе редко исполняемые и премьерные произведения.
Сверхазадача Re:Formers была заложена в самом названии: “перезагрузить” восприятие классической музыки российскими слушателями.
Результат намного превзошел ожидания. Аншлаги в Московской консерватории, Международном Московском Доме музыки, Музее Скрябина в Москве, музее современного искусства Эрарта и во дворце Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге показали живой и активный интерес российских слушателей к новым формам подачи классики. Актуальное прочтение классики, смелость в ее исполнении были с огромным интересом и теплотой восприняты аудиторией.
Фестиваль предложил непривычные, новаторские для нашей сцены форматы общения с публикой: от смелых компиляций до театральных перформансов.
Re:Formers – это не музыкальное шоу виртуозов, это живой диалог музыкантов с публикой. В результате между участниками и гостями фестиваля установилась трепетная живая связь.
При этом создатели фестиваля бережно отнеслись к классическому наследию, которое музыканты мастерски связали с актуальностью. Многие выступления на Re:Formers претендуют на то чтобы стать своего рода сенсациями в мире классики.
Арно Борнкамп – профессор консерватории Амстердама, записавший антологию репертуара классического саксофона посетил Москву с концертом и мастер-классом, исполнив два наиважнейших произведения для саксофона и фортепиано: сонату Пауля Хиндемита и Легенду Флорана Шмитта.
Без сомнения ведущий в мире квартет саксофонистов Habanera из Франции дал два аншлаговых концерта в Москве и Санкт-Петербурге.
Выдающийся саксофонист и композитор Жан Дени Миша (Франция) прервал двухгодичное молчание ради премьеры в Москве и выступил со своим новым концертом для сопрано саксофона с оркестром.
Впервые в Москве прозвучал Tallahatchie – концерт современного голландского композитора Якоба тер Вельдхауса для саксофона с оркестром в исполнении Виталия Ватули и камерного оркестра Musica Viva, где необычный музыкальный язык отлично сочетался с мастерством исполнителя и открыл новые тембровые возможности инструмента.
Хореографическая поэма “Aubade” Франциска Пуленка для фортепиано с оркестром, отличающаяся многогранностью, глубиной и энергией в исполнении Марии Немцовой (Россия/ США), никого не оставила равнодушным.
Дагмар Слагмолен и концертно-театральная группа Via Berlin из Голландии впервые посетили Россию с музыкальным спектаклем “Разрывая тишину”, где музыка квартета саксофонистов Berlage спаяна с драматическим действием.
Павел Нерсесьян (Россия/США), известный пианист, заслуженный артист России, профессор кафедры специального фортепиано фортепианного факультета Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, лауреат международных конкурсов, впервые в жизни исполнил сюиту из Трехгрошовой оперы Курта Вайля с квартетом саксофонистов.
Музыкант отметил, что это очень интересный и обогащающий его творческий опыт. “Сюита в старинном стиле” Николая Капустина была невероятно близка и созвучна общему настроению концерта и великолепно сыграна мастером.
Настоящим подарком для слушателей и участников фестиваля стал “Дуэт для скрипки и виолончели” ор.7 Золтана Кодая в исполнении скрипача Бориса Бровцына, лауреата международных конкурсов и доцента Венской консерватории, и талантливого виолончелиста Евгения Румянцева.
Мария Немцова и Виталий Ватуля представили сложнейшую программу авангардных произведений Нины Шенк, Арво Пярта и Уильяма Олбрайта.
Re:Formers совершили еще одну революцию: отныне саксофон перестал в России быть инструментом-аутсайдером. Его возможности в исполнении классики блистательно продемонстрировала целая плеяда мировых звезд: Арно Борнкамп (Нидерланды), один из основоположников исполнительской школы инструмента; Жан-Дени Миша (Франция); квартет саксофонистов Habanera (Франция); саксофонист Виталий Ватуля (Россия/Нидерланды).
Возможности саксофона, как инструмента с большим сольным будущим, исследовались на образовательных мастер-классах, которые прошли на кафедре деревянных духовых и ударных инструментов училища имени Гнесиных в честь её 85-летия.
Мастер-классы вызвали огромный интерес не только у аудитории кафедры, но и в интернет-сообществах. Молодые саксофонисты вышли на свет и увидели свое будущее в лице европейских мастеров. Международной публике был открыт Дмитрий Пинчук (10 лет), который завоевал любовь более пятидесяти тысяч людей благодаря записи его выступления на мастер-классе Жана-Дени Миша.
Фестиваль Re:Formers стал следующим шагом международного благотворительного проекта “Музыка за мир”.
Его участники ежегодно проводят концерты и мастер-классы в различных точках планеты, пострадавших от стихийных бедствий, терроризма и военно-политических катаклизмов. Это обеспечило особую энергетику происходящего: активную, деятельную, созидательную.
Фестиваль не просто удался. Он стал точкой открытий, мостом, соединившим российскую сцену с мировой актуальной классикой. В следующем году Re:Formers пройдет не только в России, но и сразу в нескольких странах мира.
Пресс-служба Фестиваля