«Балетный байопик» – это ещё не зарегистрированный термин, но уже вполне ясное понятие.
Рассказ о жизни реального человека, а не какого-нибудь сказочного принца, только пластикой тела, под музыку, в условных декорациях.
Английское biography picture можно перевести как «биография в картинах». Таков балет «Караваджо» Мауро Биганцетти в Берлине. «Чистилище» Джона Ноймайера в Гамбурге о проблемах в жизни Малера.
«Многогранность» о жизни и музыке Баха – Начо Дуато поставил его 17 лет назад в Веймаре.
Ещё раньше в Петербурге появился «Чайковский» Бориса Эйфмана.
Срок, равный смене поколений, разделяет «Чайковского» и «Чайковского. PRO et CONTRA» – так теперь звучит название спектакля, новую версию которого Борис Эйфман вернул в репертуар своего Государственного академического театра балета. Летом показал его у себя в Петербурге, на этой неделе была московская премьера.
Новый спектакль Бориса Эйфмана о Чайковском – не реставрированная версия. От постановки 1993 года осталась только музыкальная партитура, да и та с дополнениями. Главный вопрос в этой версии: почему гениальные творения рождаются из страданий? Итак, Чайковский и его двойник. Композитор и его альтер эго. Герои в спектакле множатся, как в зеркалах Большого театра.
Кто из них кто – без программки определить сложно. Костюмы, рост, стать – настоящие близнецы. Даже на афише – Чайковский – в двух лицах. Вот они – pro et contra, за и против, – борьба двух сил в одном человеке.
«Pro et contra – это сама личность Чайковского, это его борьба между богом и дьяволом. Это и мое личное отношение к нему. Просто это тот акцент, который я хотел бы сделать в этом спектакле»,
– делится хореограф, худрук Санкт-Петербургского Театра балета Борис Эйфман.
У этого спектакля долгая история, длиной в 23 года, когда у Эйфмана появилась первая постановка о композиторе. Но этот балет – не реинкарнация, это новый рассказ новым хореографическим языком в новом пространстве декораций.
«Получается балет как дневник, читаешь его мысли. Иногда бывает общение тет-а-тет со зрителями, наедине»,
– говорит солист Санкт-Петербургского Театра балета Бориса Эйфмана Олег Габышев.
Когда Олег Габышев пришел в театр к Эйфману, первая постановка «Чайковского» гремела. Тогда рассказывали о душевных терзаниях композитора, сейчас – о его творческих муках. Вот они, иллюстрации того, как рождались «Лебединое озеро»и «Пиковая дама», «Онегин» и «Щелкунчик».
«Это действительно балет нашего времени, сегодняшнего дня. Вся система – и пластическая, и формальная – удивительная по красоте. Но это уже красота другого типа, не классического балета»,
– убеждена президент ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирина Антонова.
Главные действующие лица в спектакле – те же, что и в жизни. Покровительница композитора баронесса фон Мекк, с которой они переписывались 13 лет, и ни разу в жизни не виделись. Его жена Антонина Милюкова, которая после разрыва с Чайковским оказалась в психлечебнице.
«Она не могла достучаться до него. Он от нее прятался, избегал, уезжал в Москву и в Питер, а она ездила за ним, селилась в соседних номерах, стучала, не давала ему прохода»,
– рассказывает солистка Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана Любовь Андреева.
Его человеческие слабости, бесы и терзания, его запретная любовь – все в этом спектакле. Кому как не Борису Эйфману, у которого это уже седьмой балет на музыку классика, под силу погрузиться с головой в эту бесконечную вселенную под именем «Чайковский».