В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко давали “Енуфу”.
Поставить ее было давней мечтой режиссера Александра Тителя.
Примерно час до первого звонка. Александр Титель репетирует последнюю сцену.
Всего пару дней назад на прогоне он восклицал:
“У меня нет финала!”
А вот теперь для разных составов придумал – сразу два. Оперные артисты – работают по системе Станиславского. Все максимально достоверно.
Козленок – для создания атмосферы. Место действия – чешская деревня. Опера “Енуфа” в нашей стране исполняется редко. Чтобы зритель проникся незнакомым сюжетом, исполнять решили по-русски.
Создателям спектакля было важно, чтобы зритель не поднимал глаза на титры – и смотрел не отрываясь. История полна трагизма. Суровые характеры. Штева – первый парень на деревне. Красавиц и выпивоха – оставил Енуфу, родившую от него ребенка.
Тот, кого любила Енуфа, предает. Тот, кто любит, в отчаянии уродует ее красоту. Ребенок, ставший отрадой, гибнет. И все же, в конце есть место любви.
“Наступает такой момент. когда человек больше не может принимать плохого. И вступает инстинкт самосохранения. Если дальше за эту черту переходить – нельзя жить. Мне кажется, очень важный мотив этого сочинения – очень острая любовь к жизни”,
– отметил режиссер Александр Титель.
Дерево, которое художник Владимир Арефьев увидел во сне – образ рода. Водопад – символ жизни. И вечного обновления.