«Нельзя войти в одну реку дважды», – думала я перед вторым Международным open-air фестивалем пианиста Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге».
Однако художественный руководитель фестиваля смог не только повторить прошлогодний успех фестиваля, но и превзойти его.
Не припомню, чтобы этому всесильному человеку не удалось осуществить задуманное. Год назад он сказал: «Хочу сделать Елабугу туристической Меккой россиян», и сделал!
И если угол цитадели-мечети – символа Елабуги – указывает на реальную Мекку, то теперь стрелку надо повернуть в противоположную сторону, на Шишкинские пруды: музыкальная Мекка теперь там, где на открытой эстраде проходит фестиваль.
За пять дней фестиваль посетили более 46 000 человек из близлежащих городов, республик и зарубежных стран. Города Альметьевск, Елабуга, Казань, Москва, Менделеевск, Набережные Челны, Нижнекамск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Пермь, Самара, Санкт-Петербург, Тольятти; республики и страны ближнего зарубежья Башкортостан, Белоруссия, Казахстан, Марий-Эл, Туркменистан, Удмуртия, Украина; зарубежные страны Афганистан, Германия, Италия, Франция. Такова география многонациональной зрительской аудитории.
В оргкомитете слышалась английская, немецкая, русская, татарская и французская речь – форум действительно был международным.
Среди слушателей – как меломаны, так и неофиты. Возрастной диапазон – от пожилых людей до младенцев.
В том, что огромная аудитория приобщается к мировой музыкальной культуре, – заслуга художественного руководителя фестиваля Бориса Березовского, выдающегося пианиста современности, который давно получил все звёзды на погоны – «великий», «один из самых востребованных в мире», «император фортепиано»…
Теперь ему интересно проводить фестивали, аналогичные тем, на которых он постоянно играет сам в Рок-д’Антероне, Сен-Тропе, Пьетрасанте…
Успех фестиваля «Летние вечера в Елабуге» объясняется просто, если смотреть не с позиции избалованных культурным изобилием москвичей, а с позиции елабужан, для которых выступление академических музыкантов большая редкость.
В городе нет не то что филармонии, даже солидного концертного зала, и когда на его сцене выступали заезжие гастролёры, местные жители припомнить не смогли… Поэтому пять концертов с участием звёзд мировой величины для них подобны звездопаду, искромётному фейерверку, с которого и начался праздник.
Колокола всех православных соборов Елабуги возвестили городу и миру об открытии фестиваля, и одному только Богу и Игорю Лерману, одному из организаторов, было известно, чего стоило добиться у местных священнослужителей разрешения на волшебный перезвон с церковных колоколен.
«Летние вечера в Елабуге» по сути стали продолжением предыдущего фестиваля Бориса Березовского «Музыка Земли». Нынешние участники – ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин», Никита Борисоглебский, Эллина Пак, Крис Стаут и Катриона Маккей, Айдар Салахов, Айгуль Хисматуллина в разные годы украшали фестиваль, наглядно показавший взаимосвязь академической музыки с фольклором.
Кстати, Салахова и Хисматуллину, ставшую за неделю до «Летних вечеров…» серебряной медалисткой XVI Международного конкурса им. Чайковского, четыре года назад мало кто знал: талантливую молодёжь широкой публике открыл Березовский, обладающий звериным чутьём на талант, ну прямо как Дягилев!
Все концертные программы пианиста Березовского отличаются концептуальностью, его фестиваль не стал исключением: тщательно продуманные номера каждый вечер создавали особую атмосферу.
Первый вечер назывался «Посвящение кавалерист-девице Надежде Дуровой». В честь легендарной героини Отечественной войны 1812 года, довольно долго жившей в Елабуге, Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» исполнил Торжественную увертюру «1812 год» П. И. Чайковского, в финале которой над городом звучали те самые колокола, прописанные композитором в партитуре.
И если в первый вечер организаторы включили в программу гениальные и известные каждому ещё с советских времён Музыкальные иллюстрации Свиридова к повести Пушкина «Метель», то в последующие дни – никаких уступок непосвящённым.
Во второй вечер, названный «Игра в барокко», Камерный оркестр Игоря Лермана и солисты преподнесли публике редко исполняемые сочинения Баха, Генделя, Платти и Телемана, западноевропейскую музыку средневековых композиторов исполнил ансамбль старинной музыки «Мадригал», с которым ты реально садишься в машину времени и уносишься в Средневековье.
Программа третьего фестивального дня «Джаз и не только…» не предполагала строгих жанровых рамок, поскольку музыканты вот уже сто лет не могут договориться, что же следует понимать под словом «джаз». Это позволило Березовскому соединить на одной концертной площадке современную импровизационную музыку с французским импрессионизмом Дебюсси, Равеля и интеллектуальными экспериментами Мессиана.
В четвёртый вечер под названием Vivat, Yamaha! на рояле знаменитого бренда исполнялась фортепианная музыка. Казалось, в джазовый вечер, когда публика неистовствовала как на рок-концерте, фестиваль достиг кульминации.
Однако и фортепианный концерт подарил немало радостей и открытий, хотя по звучанию и настроению был тише. Пятый елабужский вечер посвятили древнерусской духовной, народной шотландской и татарской, а также авторской музыке.
Пятидневный праздник с его многообразием жанров был похож на калейдоскоп, чьё многоцветье каждый вечер сменялось новым непредсказуемым музыкальным узором.
Чтобы прочувствовать атмосферу фестиваля, там надо быть: идти по влажной траве, слушать Баха, звучащего не из репродуктора, а со сцены, и понимать, как же его музыке было тесно в церквях! Ведь она создана, чтобы улетать в прозрачное июльское небо…
Надо видеть, как вереницы людей под разноцветными зонтами даже в дождь спешат на встречу с прекрасным. Как мамы с младенцами на руках кружат в вальсе под знаменитую мелодию Свиридова.
Детям здесь можно шалить, гонять по полю футбольный мяч, делать сальто на траве, запускать в темнеющее небо светящиеся вертолётики и… одновременно слушать Генделя и Деплана, Скрябина и Гершвина. Так ненавязчиво и происходит приобщение к культуре.
Каждый день мы совершали открытия. На рояле Yamaha играла прекрасная и малоизвестная широкой публике Варвара Мягкова, а также молодые и талантливые пианисты Фёдор Орлов, Анна Денисова и Эвелина Березовская.\
Кстати, рояль Yamaha в условиях open-air концертов проявил себя как надёжный боевой конь: в течение пяти дней инструмент стойко выдержал испытания перепадами температур в дневное и ночное время, не испугался повышенной влажности воздуха в дождливую погоду, непоколебимо держал строй и продемонстрировал прочную механику.
Если в прошлом году открытиями для публики стали баянист Айдар Салахов и скрипач Никита Борисоглебский, то в этом году елабужане уже приветствовали знакомых артистов как рок-идолов: стадион ревел от восторга. Теперь Салахов играл не только соло, но и в составе созданного им трио Elegato с контрабасистом Дмитрием Тарбеевым и ударником Денисом Силантьевым.
Открытиями этого года лично для меня – надеюсь, для публики тоже – стали гобоист Алексей Балашов и джазовый пианист Вадим Неселовский. Балашов очаровал сказочным, чистым и звонким пением духового инструмента, которому редко дозволяется солировать на филармонических сценах, а тут мы смогли вдоволь насладиться богатством звукового колорита гобоя и виртуозностью исполнителя.
Вадим Неселовский, парень родом из Одессы, который однажды в Америке сыграл свои композиции так, что великие, такие как Гэри Бёртон, например, ахнули. Теперь Неселовский – профессор знаменитого бостонского Berklee College of Music, вызывающего священный трепет джазовых музыкантов планеты.
Неселовский вместе с всемирно известным мультиинструменталистом Аркадием Шилклопером, гитаристом Антоном Горбуновым и ударником Петром Ившиным играли с таким азартом, что елабужане ликовали, как ликовала бы искушённая публика Америки, Австрии, Германии… А ведь премьерное выступление их ансамбля Jazz Team пришлось на пик проливного дождя! Но Шилклопер сказал: «Однажды с помощью альпийского рога мне удалось остановить ливень. Надеюсь, удастся и теперь». Он играл так, что… небо отозвалось: дождь прекратился. Хотите верьте, хотите нет.
Когда Крис Стаут и Катриона Маккей поднимались на эстраду, на потемневшем небе уже мерцали звёзды, и прохладный ветер с Камы уносил звуки скрипки и кёльтской арфы далеко, по таким же неоглядным пространствам, как вересковые пустоши Шотландии. Эта музыка, не имеет территориальных и национальных границ, близка и понятна каждому.
Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» под управлением Андрея Котова пел не только на сцене, но и в Спасском соборе, где издавна звучали песнопения XVII – XVIII веков, поэтому в храме выступление музыкантов выглядело как церковная служба, длившаяся больше часа, и подойти к алтарю было невозможно: яблоку негде упасть.
Камерный оркестр Игоря Лермана достоин оды: сыгранный ансамбль прекрасных солистов четыре дня не покидал сцену – утром репетиция, вечером концерт – и чаще деликатно аккомпанировал звёздам, но в нужный момент выступал на авансцену музыкального действа. Талантливые переложения сочинений, прозвучавших в программе, – кропотливая работа фанатично любящего своё дело дирижёра Игоря Лермана, да и вообще именно он договорился с местными властями, чтобы фестивалю дали зелёный свет.
Глобальный вывод по окончании фестиваля: мы недооцениваем свой народ. Телемагнаты, утверждающие, что классическая музыка – «не формат», пусть приедут в Елабугу и посмотрят, как тысячи людей каждый вечер автобусами приезжают из других городов (!), чтобы послушать академическую музыку. И пусть посмотрят, как люди в дождь и зной сидят на трибунах и влажной траве с малолетними детьми, домашними питомцами и нехитрым провиантом – сидят и часами наслаждаются музыкальным искусством!
Знаете ли, что посеешь, то и вырастет. То, что нашему народу академическая музыка не нужна, а джаз и вовсе недоступен – глубочайшее заблуждение. Фестиваль «Летние вечера в Елабуге» яркое тому подтверждение.
И вот что удивительно: на пятый день фестиваля идёшь по огромному пространству стадиона от трибуны к эстраде и не увидишь ни банки из-под пива, ни пакетов от чипсов, ни одного окурка в траве! Сразу вспоминается лозунг советских времён: «Чисто не там, где метут, а там, где не сорят». Вот вам результат ненавязчивого воспитания: местная публика Рахманинова под пиво с чипсами не слушает.
Оказывается, после «Летних вечеров в Елабуге» 2018 года экскурсоводы города весь год рассказывали приезжим о фестивале как о грандиозном событии! Елабужане весь год ждали этого праздника, подобного средневековому карнавалу с его бесшабашностью и отсутствием надуманных условностей.
Характер фестиваля зеркально отражает его художественного руководителя Бориса Березовского, для которого нет стереотипов, регалий и званий, есть стремление к свободе и единственное мерило – талант. Подобных себе людей и музыкантов он и собирает в своё окружение.
В качестве конферансье Березовский может сравниться остроумием разве что с Иваном Ургантом.
«Мэр Елабуги Геннадий Емельянов немногословный, но энергичный настолько, что от него можно мобильные телефоны заряжать, так что в антракте подходите, пожалуйста»,
– шутил Борис.
Сам глава администрации Елабужского района Геннадий Емельянов сказал репортёрам:
«Фестиваль носит воспитательный характер, прежде всего для молодёжи. Если подобные мероприятия будут проходить у нас регулярно, мы все изменимся к лучшему – внутренне».
Именно благодаря заинтересованному отношению Емельянова фестиваль успешно прошёл во второй раз и был организован Елабужским государственным музеем-заповедником и его директором Гульзадой Руденко на высшем уровне. Огромное значение культуре в республике уделяет Президент Татарстана Рустам Минниханов, фестиваль состоялся при его поддержке.
Татьяна и Сергей Никитины под занавес пятидневного марафона выжали из публики на прощание все слёзы расставания. И когда тысячи людей в сумерках светили телефонами и пели: «Александра, Александра, это город наш с тобою», мне вспомнилась студенческая юность и рок-концерты на стадионах. Мы тогда тоже светили зажигалками, раскачивались в такт и подпевали своим кумирам. И вот – музыкальное дежавю тридцать лет спустя…
Четыре года назад одно из первых своих интервью с Борисом Березовским я начала со слов:
«Когда классический музыкант обладает популярностью рок-звезды…»
Пианист-фаталист Борис Березовский: «Я знаю только один способ привлечь публику – хорошо играть»
Тогда он только вернулся в Россию после двадцатилетия жизни за рубежом, а теперь довольно быстро раскрутил «Метнер-фестиваль», фестивали «Музыка Земли» и «Летние вечера в Елабуге», а играющих на них музыкантов сделал обожаемыми как рок-идолы.
Сравнение с рок-музыкой уместно в том смысле, что рок невозможно воспринимать пассивно, развалившись в мягком кресле, – эта музыка предполагает соучастие, активную вовлечённость слушателей и искренний отклик в их сердцах. Березовский превратил классику в рок и сделал Елабугу музыкальной Меккой.
Лилия Ященко