6 и 7 октября 2017 в рамках музыкального фестиваля «Евразия» свои сочинения представил успешный современный композитор.
На сцене Свердловской филармонии меломаны слушали российскую премьеру его «Концерта для вертушек с оркестром».
А на следующий день академическая музыка покинула родные стены. Можно сказать, пустилась во все тяжкие и дорвалась до пространства клуба «Дом Печати». Там прозвучал первый струнный квартет композитора, а точнее — ремикс этого сочинения.
В качестве диджея выступил сам автор. Его зовут Прокофьев. Габриэль Прокофьев.
Как вы догадались, Габриэль – внук Сергея Сергеевича Прокофьева. Поэтому с творческой направленностью здесь все предельно ясно. Фразу «ничего не предвещало» в данном случае ввернуть не удастся. Предвещало и еще как…
Габриэль Прокофьев (Gabriel Prokofiev) родился и по сей день живет в Лондоне. Поэтому считается британским композитором, британским продюсером и диджеем, тоже британским. Однако на творческой встрече в Ельцин-центре слушатели Екатеринбурга приняли композитора очень тепло, как своего соотечественника. Что интересного нам рассказал Габриэль?
Пытался ли он избежать сравнений с Сергеем Прокофьевым? Композитор пояснил:
«Когда я был подростком, то начал работать в музыкальном коллективе. И однажды вышла статья с заголовком: «Внук композитора играет в поп-группе». Этот факт меня очень смутил и расстроил.
Я осознанно избегал любых сравнений, потому что не хотел загонять себя в рамки. Мне нравилась свобода самовыражения. То, что мы делали — совсем иное, отличное от музыки дедушки.
Мой отец – художник. Он тоже отчасти страдал, что рос в тени великого композитора. Поэтому в последние три года жизни стал подписывать свои картины не «Олег Прокофьев», а просто «Олег».
И даже такое небольшое изменение дало ему чувство внутренней свободы. Это была хорошая идея! И я подумал, что сделав тоже самое, буду испытывать меньше давления занимаясь творчеством».
Габриэль начинал карьеру как диджей и действительно некоторое время выступал под сценическим именем DJ Gabriel Olegovich. Но кровь не вода. Габриэль Прокофьев, в итоге, стал сочинять музыку академическую. Так может ли классические произведения конкурировать с популярными? Артист ответил так:
«Я чувствую, что в настоящее время композиторы классической музыки имеют меньший доступ к слушателям, меньше возможностей соединиться с аудиторией. Для большинства людей классика стала каким-то историческим памятником…
Сам провожу часы, занимаясь творчеством. В музыке я выражаю свои наблюдения и для меня очень важно ими поделиться. Другие современные композиторы почему-то согласились, что их новые произведения исполняются лишь один или два раза. В то время, как поп- и рок исполнители гастролируют постоянно.
Даже певец, который не обладает особыми вокальными данными, может давать 50 концертов в год. Совершенно без проблем! Композиторы работают над академическим произведением по 6 месяцев и тоже заслуживают, чтобы оно звучало не единожды».
Рассказывая об этом, Габриэль вспомнил историю своего первого классического сочинения – «Струнного квартета №1». Оказывается, он пригласил на премьеру многих друзей, но до концертного зала дошел лишь один из них.
Струнный квартет – вещь, безусловно, классическая. Тем не менее, автор внес в её структуру некие урбанистические, городские ритмы. Композитор рассчитывал, что друзьям такая музыка покажется интересной. Он был сильно разочарован.
Как же восстановить справедливость?
«Думаю, что в концертные залы Великобритании ходит около 1% населения. И мне кажется, решение проблемы – выход классической музыки в другое пространство. Мы должны сделать ее более доступной неформальными способами, запустить в широкие массы»,
— сказал композитор.
Из этих соображений и был придуман новый формат слушания классики -«Nonclassical Night». Мероприятие проводится в клубе. В непринужденной атмосфере посетители могут познакомиться с новинками именно академической музыки.
Для многих это первая возможность услышать подобные произведения. Габриэль уверен: люди, видя высококлассных музыкантов в такой обстановке, мгновенно проникаются уважением. Кто-то просто общается, кто-то принимает горячительные напитки… Как только начинает звучать музыка, все замолкают и вслушиваются.
В 2004 году Габриэль Прокофьев основал и одноименный лейбл – «Nonclassical». Почему возникла такая необходимость?
«Для звукозаписывающих компаний характерен довольно формальный подход. Они не интересуются современными исполнителями и композиторами… Ровно до того момента, пока те не выиграют какое-либо крупное соревнование. Конкурс имени Чайковского, например…
Поэтому я и решил создать собственный лейбл, выпускать диски с музыкой современников. Однажды мы записали несколько альбомов, где присутствовали как оригинальные академические сочинения, так и их ремиксы.
Я дал сэмплы своих классических произведений друзьям – композиторам, которые занимаются электронной танцевальной музыкой. Они использовали эти мелодии как семена для собственных работ.
По-моему, получилось очень хорошо! Некоторые ремиксы люди воспринимали легко. И уже после слушали классическое произведение, начинали интересоваться оригиналом»,
– прокомментировал артист.
Видимо, способы продвижения классической музыки от Габриэля Прокофьева действительно работают!
Его сочинения востребованы. В 2015 году канал ВВС включил «Концерт для вертушек с оркестром» в список для обязательного прослушивания детьми в средней школе. Также Габриэль писал музыку и для хореографических постановок в театрах Германии. А недавно Прокофьев завершил работу над композицией к документальному фильму.
«Это довольно странный фильм, с элементами фэнтэзи. Он снят о мировом рекордсмене по задержке дыхания на минимальной глубине в статическом состоянии. Человек смог продержаться под водой без воздуха 22 минуты…
И вот, главный герой рассказывает о том, что происходит, когда он задерживает дыхание. Оказывается в это время ему представляется пианист и танцующие рядом балерины… К этому сюжету я сочинил вальс, а затем украсил его электронными звуками»,
– поделился композитор.
Габриэль заметил, что работать с режиссерами часто бывает не просто. Они хотят слышать какие-то клишированные, очевидные вещи, похожие на голливудские саундтреки. Такая позиция не всегда совпадает со взглядом композитора.
Фильмы, балеты, клубы, концертные залы… Кто же он, слушатель музыки Габриэля Прокофьева? Артист ответил так:
«Это интересный вопрос… Я стараюсь не думать о слушателях, когда сочиняю новое произведение. Пытаюсь мыслить абстрактно. Не стоит слишком задумываться о том, кто твоя публика. Это может повлиять как на вдохновение, так и на «чувства композиции». Мне хотелось бы писать музыку для всех».
Екатерина Поморцева, ural-meridian.ru