Ну что, друзья, вот мы с вами и на концерте победителей Grand piano competition — 2024. Который — не просто финальное мероприятие, а и в каком-то смысле – часть соревнования, так как содержит в себе конкурсную интригу — кто получит главный приз конкурса, кому достанется рояль.
А поэтому перед нами не тот концерт победителей, на котором его участники могут чуть расслабиться (кто близок к конкурсной жизни, знает и такую практику). Сегодня каждому играть нужно очень и очень хорошо.
Мы, слушатели, надо сказать, от этого весьма выигрываем, ну а нашим юным коллегам предстоит полномасштабная работа. И, конечно, для, самих участников важно это осознать и суметь правильно настроиться.
Порядок выступлений обусловлен уже не конкурсной жеребьевкой, а, как видится, художественной целесообразностью — и первой теперь выступает Цзичин Лин с первой частью соль-мажорного концерта Равеля. Она в неплохой форме, осознаëт ответственность, играет в своëм тонком лирическом стиле, особенно хорошо слушается в сольных местах и каденциях.
Фалес Юн Хей Чан в концерте Шумана — вальяжен, спокоен, свободен в творчестве. Слушать его с этим концертом — то же удовольствие, что и в первый раз. Создаëтся впечатление, что перед нами тот редкий случай, когда человек, способный сполна осознать специфику конкурса, может абстрагироваться затем от неë — и просто играть концерт. Удивительное свойство удивительного исполнителя.
Финал концерта Шопена в исполнении Елисея Мысина звучит, как по мне (может, в другой части зала сижу?), более рельефно, с более одухотворëнной подачей — и в целом просто прекрасно. Видно, что “более концертная” обстановка действует на музыканта именно благотворно.
Я волнуюсь за юных коллег, как бы им удержать уровень, а некоторые из них, наоборот — продолжают его раскрывать. Кстати, наверное, я и сам был бы похож в этом случае на Елисея: меня счастье поделиться музыкой мобилизует лучше, чем ответственность необходимости “не подкачать”. Да, однозначно у меня это так.
Йи Ан, выступление которого продолжает наш концерт, играет первую часть Второго концерта Рахманинова в свойственном ему азарте, который кое-где выходит на первый план, весело подмигивая остальным составляющим исполнения, но в целом сегодня я слышу в нëм больше места для лирики, чем прежде. Может, тоже было: “ой, это же конкурс, сыграем погромче”, — а теперь пришло к большей естественности.
Пока что ребята, скажу вам, молодцы. Отлично себя сегодня показывают. А мне приятно встретить на сцене теперь уже старых добрых знакомых.
О, а Второй концерт Рахманинова звучит сегодня почти целиком! Без второй части, так как следом выходит Иван Чепкин и играет финал.
Ловлю себя на том, что мне искренне интересно, вот просто по-музыкантски: как сыграет сейчас юный исполнитель. И понимаю, что это тот случай, когда увидев фамилию Ивана на афише, я бы задался вопросом: “А какой будет концепция на этот раз? Интересно бы сходить на концерт”. В этом музыканте всегда присутствует интрига.
Финал концерта выдался летящим, лëгким по ауре, заставляющим себя слушать. И завершил первое отделение концерта.
Второе отделение ворвалось к нам мендельсоновским соль-минором в исполнений Варвары Зарудневой. Так и кажется, что по этому полëту, порыву, скорости второе отделение началось с той же “точки”, что началось первое.
Также в этот раз обратила на себя внимание какая-то смятенная театральность произведения и его исполнения, какие-то перипетии сюжета в грозу, бегающие по сцене фигуры действующих лиц. Стало неожиданно интересно подумать об образно-эстетической созвучности и возможном родстве симфонических полотен Мендельсона операм Россини и Доницетти.
К слову сказать, Варвара была “в ударе”, все три части прозвучали просто великолепно и по виртуозности, и по содержательному аспекту.
И тут — впечатляющий энергетический контраст! Драматический, даже где-то трагический Сен-Санс Владимира Рублëва! Первая часть Второго концерта. Как наполняет чувством интонацию, как строит форму, держит паузу, как заставляет слушателя — просто замереть и слушать!
Во время поклонов позволяет себе некоторые “вольности мэтра за сорок”, ну да ладно, сегодня особенный день.
Монументальный философ Владимир передаëт эстафету светлому и солнечному Льву Бакирову — и тот продолжает начатый цикл, исполняя вторую и третью части этого же концерта.
Лëва, конечно, — это просто огонь. Такое ощущение, что в финале концерта он изобрëл не просто третью, а и четвëртую космическую скорость, и понëсся с нею открывать новые галактики пианизма. Невероятный, неиссякаемый источник энергии как творческой, так и чисто сценической. Вихрь!
Завершает концерт Кирилл Роговой с его замечательной, музыкантски зрелой Рапсодией Рахманинова на тему Паганини.
Кирилл Роговой: «Главное – не понравиться, а “служить искусству”»
А потом, прежде чем объявить результат Гран-при, на сцену вышел Денис Мацуев, да не один, а с дополнительными инструментами, включая ударную установку — и преподнëс как юным своим коллегам, так и всем слушателям настоящий сюрприз в виде исполнения Рапсодии в стиле блюз Гершвина в своей фирменной редакции с джазовыми импровизациями — и это была очень яркая музыкальная точка в конкурсе, подытожившая его, а также передавшая привет новому поколению. И — да, как бы открывающая перед ним двери в большую взрослую музыкальную жизнь.
Так ярко представилась мне эта бескрайняя жизнь, открывающаяся перед молодой душой во время звучания темы, как я еë называю, “Ниагарского водопада”, единственной кантиленной лирической темы в этой рапсодии. Единственной — но какой! И человек, стоя перед этим водопадом, хочет вобрать эту жизнь обоими лëгкими, а она всë не заканчивается, и душа открывается — и устремляется вперëд, в путь, навстречу судьбе, навстречу исканиям и открытиям, навстречу счастью, мудрости, обретению смыслов в жизни и искусстве, обретению бытия!
И, наконец, объявление главного победителя! А их –два! Жюри приняло решение дать два Гран-при, два рояля!
Вот имена этих музыкантов:
- Лев Бакиров
- Кирилл Роговой
От всей души поздравляем победителей!