Есть редкие люди, по отношению к которым превосходные степени оказываются вполне впору и не выглядят преувеличениями. Один из таких – дирижер Зубин Мета.
В 23 (!) года он дебютировал с Венским филармоническим оркестром, сделавшись самым молодым дирижером, когда-либо стоявшим за пультом этого коллектива, а чуть позже – и Берлинского филармонического.
В 1961 году его пригласили главным в Монреальский симфонический оркестр, через год он параллельно возглавил и филармоников Лос-Анджелеса, сменив таких китов, как Игорь Маркевич и Эдвард ван Бейнум, и установил сразу два новых рекорда, став самым молодым из американских главных дирижеров и к тому же первым, кому довелось быть художественным руководителем одновременно двух оркестров в Новом свете.
С 1978 года Мета – музыкальный директор Нью-Йоркского филармонического оркестра. Он занимал этот пост в течение 13 лет. Пока это тоже рекорд, так долго нью-йоркским коллективом не руководил никто (Курт Мазур, сменивший Мету, продержался 9 лет).
Однако главные рекорды Зубина Меты связаны с нашей страной. Он появился за дирижерским пультом Израильского филармонического оркестра в 1961 году. И с тех пор стал здесь постоянным и желанным гостем. Насчет того, когда именно он сделался художественным руководителем ИФО, разные источники сообщают разное. Будем придерживаться версии сайта ИФО, который называет 1969 год.
Зато точно известно, что Мета был первым музыкальным директором коллектива, до того обходившегося без единоличного художественного руководителя. В 1981 году израильский оркестр пошел на новый беспрецедентный шаг, мгновенно позволивший Мете установить еще один рекорд, который, по-видимому, уже никто и никогда не превзойдет. Он был избран пожизненным музыкальным директором коллектива.
Парс по происхождению, родившийся в Индии, этот дирижер был с еврейской страной и с ее главным оркестром в самые трудные минуты, каковых в истории Израиля хватило бы на несколько государств взятых. Имея ангажементы по всему миру, руководя оркестром в Нью-Йорке, фестивалем во Флоренции, оперным театром в Баварии, он никогда не отменял запланированных приездов в Израиль (единственное на моей памяти исключение – когда Мета не захотел покидать находящегося при смерти отца), зато порою откладывал свои концерты за рубежом, чтобы поддержать своих подопечных.
Авторитет Меты всегда привлекал в Израиль выдающихся музыкантов. Кроме того, Зубин не раз помогал привлечь финансовые средства в Израиль, вкладываемые не только в филармонические проекты. Напомню, что именно по его инициативе миллиардер Бухман вложил деньги в захиревшую было Тель-Авивскую музыкальную академию, ставшую Высшей школой музыки имени Бухмана – Меты.
Этому уникальному человеку 29 апреля исполняется 80 лет. Поздравлять с днем рождения заранее не принято, но не артиста, у которого жизнь расписана на годы вперед. И вот, в середине апреля в Тель-Авиве прошли три концерта Израильского филармонического оркестра, посвященные предстоящему юбилею маэстро. Вся насыщенная программа прозвучала наилучшим образом.
Юбиляр продемонстрировал безупречную форму в 1-й симфонии Малера, которую традиционно для себя исполнил в первоначальном пятичастном авторском варианте. Пианист Денис Мацуев блеснул во 2-м концерте Прокофьева не только привычной для него напористостью и виртуозным совершенством, но и неожиданно тонким лиризмом и типично прокофьевским сарказмом, которые раньше за ним не замечались.
В трактовке грузинской пианистки Хатии Буниатишвили и Зубина Меты часто лоснящийся сальными пятнами и местами затертый до неприличия 1-й концерт Чайковского предстал словно впервые, как беседа давно не видевших друг друга и радующихся новой встрече людей.
Не подвели и давние друзья маэстро, израильские скрипачи, с которыми связаны годы его молодости. Ицхак Перлман сыграл 1-й концерт Бруха с несколько старомодно слушающейся сегодня, но трогательной романтической горячностью. А у Пинхаса Цукермана скрипичные концерты Баха (ля-минорный, в котором он выступил и как дирижер) и Брамса, напротив, дышали божественным спокойствием и совершенством, страсть ощущалась лишь подспудно, хотя и мощно. Она выплеснулась наружу в Двойном концерте Брамса, где присоединившаяся к мужу виолончелистка Аманда Форсайт неожиданно взяла на себя инициативу.
И во всех сочинениях, включая “Карнавал” Дворжака и увертюру к “Летучей мыши” И. Штрауса, радовал своей игрой оркестр, в чьей безупречной исполнительской форме немалая заслуга его пожизненного директора.
Все три вечера прошли удивительно тепло. Президент Израиля Реувен Ривлин не ограничился формальным официальным приветствием, а приправил его детскими воспоминаниями о том, как мать водила его на концерты ИФО. Публика не скупилась на аплодисменты. Свечи на огромном торте, который вывезли на сцену, как ни старались их задуть, загорались вновь и вновь – точно так, как уже много лет загорается и не гаснет наш 80-летний юбиляр. До 120!