Ежегодно в Италии среди городов проводится конкурс на звание «Культурной столицы». Как известно, Италия и так занимает первое место в мире по количеству объектов культурного наследия. Но для настоящих ценителей искусства, это не повод останавливаться.
В 2023 году два города региона Ломбардия – Бергамо и Брешия – завоевали право стать Культурной столицей Италии. Разумеется, основной целью подобных европейских фестивалей является привлечение толп туристов, но и сами ломбардийцы с удовольствием ныряют в водоворот необычных мероприятий, благо большая часть из них бесплатна для публики.
В рамках фестиваля, длящегося целый год, проводятся сотни художественных выставок, дизайнерских показов, ярких спектаклей, престижных концертов и неожиданных премьер.
Одно из таких уникальных событий состоялось в городе Брешия 9 сентября2023 в открытом концертном зале Arena Parco Castelli. К счастью, погода благоволила – весь день было тепло и безветренно.
Главным героем вечера стал симфонический оркестр Антонио Вивальди, предложивший публике нестандартную и весьма контрастную программу. В первой части концерта под управлением художественного руководителя оркестра Лоренцо Пассерини исполнялась музыка немецкого композитора Иоганнеса Брамса.
В этом году вся мировая музыкальная общественность отмечает 190-летие великого немецкого композитора. В знаменитом концерте Брамса для скрипки и виолончели с оркестром солировали российские музыканты, лауреаты международных конкурсов – скрипачка Ксения Милас и виолончелист Денис Шаповалов. Несмотря на абсолютное отсутствие акустики, столь необходимое для настоящего звучания классики, музыканты играли без подзвучки.
На подобные эксперименты на открытых площадках солисты соглашаются редко, потому что без естественной акустики и «спасительной» реверберации, звук становится «сухим», и слышны малейшие огрехи. Однако, это исполнение было достойно прозвучать в лучших концертных залах мира – технически безупречно, в стиле и со всем осознанием глубины шедевра.
Оказалось, что серьезная музыка Брамса прекрасно воспринимается слушателями опен-эйра, среди которых было много молодежи, детей и даже молодых родителей с колясками. Аплодисменты превратились в знаменитый риф из песни «We will rock you» группы «Queen», когда на смену солистам на сцену вышел дирижер Эрнесто Коломбо.
Под его руководством всё тот же Оркестр Антонио Вивальди сыграл серию мировых рок-хитов «AC/DC», «Europe», «Deep Purple», и вновь продемонстрировал очень высокий уровень, исполняя на этот раз произведения совершенно иного жанра.
Принято считать, что классическую и рок-музыку слушает совершенно разная публика. Возможно, так оно и есть, до тех пор, пока речь не заходит об уникальных концертах. Тем интереснее было наблюдать за старшим поколением слушателей, которые вопреки опасениям организаторов не только не ушли после Брамса, но напротив, воодушевились не меньше молодежи и с жаром аплодировали. Но главный сюрприз был еще впереди.
По заказу организатора концерта Культурной Ассоциации «Note di Talento» виолончелист и композитор Денис Шаповалов, известный своими яркими разножанровыми программами, специально для фестиваля написал рок-фантазию «Брамс и Клара. Секрет, унесенный Рейном». Шаповалов, вдохновившись популярной темой любовного треугольника – Брамс, Роберт и Клара Шуман, создал эклектичное произведение, мировая премьера которого прозвучала в этот вечер.
Ксения Милас сменила классическое вечернее платье на облегающий брючный костюм, Шаповалов предстал в длинном бархатном сюртуке. Вместо классических итальянских инструментов в руках музыкантов зазвучала электроника, а симфонический оркестр был усилен ударной установкой.
История страсти великих композиторов к их музе Кларе Шуман получила своё музыкальное воплощение в современной интерпретации. Интересен стиль автора, легко соединяющего, казалось бы, несоединимое: узнаваемые темы и интонации из Двойного концерта Брамса сменялись виртуозными пассажами и тяжелыми рок-рифами Шаповалова, который использует скрипку и виолончель в качестве электро и бас-гитар.
Милас была очень органична в роли Клары – жонглируя романтичной кантиленой и джаз-роковыми импровизациями, Шаповалов мастерски менял музыкальные образы, представая то экспрессивным влюбленным Брамсом, то трагичным ревнивцем Шуманом.
Что в действительности происходило в этом треугольнике навсегда останется тайной, ведь по просьбе Клары Брамс выбросил её любовные письма в Рейн.
Тем не менее, к финалу двухчастной пьесы публика неистовствовала, как на настоящем рок- концерте – подскакивала, свистела, кричала и аплодировала в такт оркестру, подбадриваемая дирижером и солистами. Не успев завершиться, под возгласы слушателей, вторая часть пьесы прозвучала на бис еще раз.
После финальных аккордов и поклонники классики, и фанаты рока столпились у сцены, чтобы в полной мере выразить своё восхищение артистам-универсалам, столь гармоничным в разных жанрах.
Вероятно, впервые в истории, музыка Брамса стала основой для рок-фантазии, а сам проект, объединивший произведения XIX и XXI веков, стал одним из наиболее ярких событий международного фестиваля Культурные столицы Италии «BergamoBrescia2023».
Пресс-служба Культурной Ассоциации «Note di Talento»