
На Новой сцене Большого театра прошло вручение оперной премии «Casta Diva».
Премия, названная в честь молитвы Нормы, героини одноименной оперы Беллини, перевалила уже за четверть века своего существования. Речь в названии идет о любви и мире, о гармонии и прекращении вражды. На концерте прозвучала мысль, что «мы все в глубине души присоединяемся к этой молитве».
Инициатором награды некогда выступил знаток мировой оперы, музыковед, профессор Михаил Мугинштейн. Премия, по уставу, присуждается «за выдающиеся достижения в области оперного искусства по итогам календарного года». Номинаций несколько: «событие года», «европейское событие», «певица/певец года», «зарубежные певица/певец года», «взлет» (многообещающая молодежь), «спектакль года»… В итоге важные события, проходившие в российских и европейских оперных домах за два последних десятилетия, оказались в фокусе внимания жюри премии. (Это насмотренные музыкальные критики).
Перечень достижений «Casta Diva» показывает, как из скромной частной инициативы награда с годами превратилась в масштабный международный проект. Он увенчан ежегодным осенним концертом лауреатов и номинантов, близко ко дню основания оперы как жанра несколько столетий назад.
Нынешний вечер прошел, независимо от воли организаторов, в такой обстановке, когда и масштаб, и международный охват оказались почти в прошлом. Понятно, что никто из зарубежных гостей не приехал, а судьба международной части награды практически закончилась. Уже в этом году на церемонии не прозвучали почти никакие иностранные имена, даже заочно, хотя в списке награжденных была серия постановок Барри Коски, Элина Гаранча и Йонас Кауфман. Да и вспоминать отмеченные жюри достижения недавнего прошлого было грустно.
Событием года нынче назван фестиваль Московской филармонии: “Гендель. Мир горний и мир дольний”, с концертным исполнением опер «Юлий Цезарь» «Тамерлан», «Роделинда». Но это был международный проект, осуществленный энтузиастом Михаилом Фихтенгольцем с привлечением генделевских певцов со всего мира. Проекту, разумеется, конец.
Или номинация «спектакль года»: таковым названа «Саломея» Рихарда Штрауса, поставленная знаменитым режиссером Клаусом Гутом в Большом театре как совместная продукция с Метрополитен-опера.
Где теперь сама идея копродукции, и где Гут, весной отказавшийся от номинации на российскую премию «Золотая маска»? (хотя, по словам пресс-секретаря ГАБТа Катерины Новиковой, «Саломея» числится в репертуаре театра).
Российские певцы Екатерина Семенчук и Борис Пинхасович, объявленные лауреатами как певица и певец года, и активно поющие за рубежом, в концерте не участвовали, как и Василиса Бержанская (лауреат номинации «взлет»), продолжающая успешно делать международную карьеру: она и была номинирована за три европейских работы во Флоренции, Вене и Лондоне.
Еще одна номинация – «ансамбль года» – Владислав Сулимский (Мазепа), Ольга Перетятько (Мария), Оксана Волкова (Любовь), Дмитрий Ульянов (Кочубей) – «Мазепа» Чайковского, концертное исполнение под руководством великого Кирилла Петренко (Берлинская филармония) – на концерте тоже не воспроизводилась. Добросовестного и удобного певцам дирижера, руководившего послушным и вымуштрованным на операх оркестром Большого театра, зовут Антон Гришанин. Впрочем, два из четырех участников берлинского ансамбля в московском концерте пели.
И тут мы переходим к удивлению: каким образом на фоне перечисленного и не упомянутого организаторам удалось собрать не просто хороший, а очень хороший состав участников? И сделать весьма качественный концерт, грустный – и дающий надежду.
Начать с того, что ведущим пригласили музыковеда Ярослава Тимофеева, который известен тонким конферансом филармонических концертов. Тимофеев, как всегда, удачно сочетал «знаточество» с легкостью изложения, и начал рассказ с того, что напомнил: «опера – искусство крайних состояний».
Лауреатом премии в номинации «кавалер оперы» стал Дмитрий Вдовин, руководитель Молодежной оперной программы Большого театра. Его питомцы сегодня заполняют штатные и нештатные расписания множества оперных театров России и мира.
«Я хочу жить» – так была объявлена Джульетта с ее вальсовой арией (опера Гуно «Ромео и Джульетта»), спетой молодой ученицей Вдовина Лилит Давтян. Это был первый номер концерта.
Начатый на высоком уровне вечер продолжился букетом превосходных интерпретаций. То прошлый лауреат премии Нажмиддин Мавлянов с отчаянной страстью передал прощание парня с матерью перед его скорой смертью (ария Туридду из «Сельской чести»); то Оксана Волкова с мощным, глубоким меццо показала экспрессивный дуэт из той же оперы в паре с отменным солистом Мариинского театра Владиславом Сулимским; то Татьяна Сержан из того же петербургского оперного дома заставила всемерно сочувствовать ее героине Маддалене из оперы Джордано «Андре Шенье», жертве революции и террора. Ей очень помогло соло виолончели в исполнении Петра Кондрашина.
Два фрагмента из опер Мусоргского – монолог Бориса и сцену галлюцинации из «Бориса Годунова» и арию Шакловитого из «Хованщины» – представили соответственно Алексей Тихомиров из «Новой оперы» и Сулимский. Это была неожиданная встреча двух типажей из эшелонов власти с нечистой совестью. Прекрасные голоса обоих певцов словно облекли в плоть и кровь порывы искореженных душ — убийцу на троне и доносчика-интригана, как бы радеющего за родину.
Молодой тенор Иван Гынгазов, с ясным и чистым голосом, перевоплотился в страстного Энея на распутье между любовью и честолюбием из «Троянцев» Берлиоза. А потом, вместе с обольстительно обволакивающей голосом Волковой-Далилой, показал, как Самсон, влюбленный простец, слепо идет к опасности, поверив накатывающим одуряющей волной звукам музыки Сен-Санса (опера «Самсон и Далила»).
Дуэт Фауста и Мефистофеля, где цинично-галантный сатана соблазняет жадного до плотских удовольствий ученого старца красотой женщины, психологически и вокально точно спели Сергей Кузьмин из Михайловского театра и Алексей Тихомиров. Уверена, что каждый тогда в зале подумал: душу дьяволу лучше не продавать, даже если обещано благо.
Дуэт Амелии и Симона в момент, когда благородный отец находит давно потерянную дочь («Симон Бокканегра» Верди) удался Сержан и Сулимскому. Горе, нечаянно переходящее в радость: это всем нужно. А финал концерта, с последним смертным дуэтом Кармен (Волкова) и Хосе (Мавлянов) стал, как и у Бизе, трагической двойной корридой.
Повторю, уровень проекта очень высокий, за что спасибо организаторам.
«Надеюсь, что этот концерт поддержит всех: и музыкантов, и зрителей»,
— сказал в начале вечера ведущий Тимофеев. Так и было. И будем надеяться, права пресс-секретарь Московской филармонии Наталия Сурнина, когда сказала, принимая награду за генделевский фестиваль:
«Ждем, что новый фестиваль не за горами».
Майя Крылова
Музыкальный и балетный журналист. Неоднократно эксперт фестиваля "Золотая маска".