10 апреля 2018 в Бетховенском зале Большого театра состоялся концерт, посвящённый столетию со дня рождения выдающегося педагога Ивана Пушечникова.
Само событие было обозначено в афише Большого театра как Концерт духового квинтета Большого театра.
Но суть его была гораздо шире, чем просто концерт, пусть даже и таких мастеров как солисты оркестра главного театра страны.
В Бетховенском зале вдруг каким-то образом выстроилась сама история XX-XXI века в сегменте, посвящённом традиции гобойного исполнительства и её продолжения в наши дни.
Ведь Иван Фёдорович Пушечников, выдающийся педагог, исполнитель, профессор, академик, сам работал в Большом театре с 1939 по 1959 год.
Его учитель Николай Никанорович Солодуев был солистом Большого театра до 1947 года, ученик Ивана Фёдоровича Пушечникова, открывший этот концерт рассказом о своём учителе, Леонид Викторович Кондаков, профессор Академии им. Гнесиных, тоже в прошлом солист оркестра Большого театра.
Нынешние солисты оркестра, те самые выдающиеся музыканты, которые участвовали в этом концерте, тоже в большинстве своём являются учениками Пушечникова.
И Леонид Кондаков в своём вступительном слове совершенно справедливо поставил Пушечникова в один ряд с такими педагогами как Пётр Соломонович Столярский и Юрий Исаевич Янкелевич.
Сам концерт показал новые ракурсы, казалось бы, хорошо известных вещей.
Во-первых, это касалось репертуара. Дело в том, что духовое сольное и камерное исполнительство в наших краях — вещь традиционно не столь распространённая, как, скажем, ансамблевая деятельность струнных квартетов или сольных концертов скрипачей, виолончелистов и пианистов.
“Цивилизация” духовиков гораздо более ограниченная по аудитории. Более того, до недавнего времени она была более ограниченной и по репертуару. В силу этого значительная часть произведений, исполненных в этот вечер, знакома в первую очередь как часть педагогического репертуара, на котором учились все гобоисты – и те, кто находился в Бетховенском зале в качестве слушателей, а там были и такие мэтры, как Анатолий Любимов, тоже ученик Пушечникова и в течение многих лет легендарный солист Госоркестра под управлением Евгения Светланова, и те, кто находился в этот вечер на сцене.
В исполнении солистов Большого театра эти произведения приобрели самостоятельную художественную ценность, прозвучав совершенно непривычно, особенно для уха, привыкшего к более или менее корявому их исполнению в рамках учебного процесса.
Так, Софья Беляева в сопровождении коллег (Игорь Цинман – скрипка, Дмитрий Усов – альт, Арсений Безносиков – виолончель) исполнила виртуозный квартет В. А. Моцарта фа-мажор, как бы развлекаясь среди всех сложностей, которые обычно с трудом преодолевают учащиеся, исполняя самые технически сложные места демонстративно легко, уходя в верхний предельный диапазон на пианиссимо, превращая проблему в шутку.
Чуть позже она исполнила Adagio из очень популярного Концерта для гобоя с оркестром А. Марчелло – И. С. Баха в свободной барочно-импровизационной манере, отталкиваясь лишь от авторской канвы и заполняя все потенциальные паузы кружевной вязью мелизмов, трелей и опеваний опорных нот.
Трио Л. ван Бетховена для двух гобоев и английского рожка – уникальное произведение для такого состава, а потому широко известное в узких кругах – Ор.87, мастерски исполнили Александр Крылов (гобой), Антон Шебеко (гобой) и Владислав Комиссарчук (английский рожок).
Ансамблевая игра продемонстрировала фантастическую сыгранность музыкантов, это было заметно и в манере звукоизвлечения и в “едином дыхании” всей группы.
Владислав Комиссарчук очень интересно и при этом абсолютно по-моцартовски исполнил Адажио В. А. Моцарта для английского рожка и струнных (при том, что Моцарт, безусловно, не имея в виду никакого английского рожка в инструментальном произведении, написанном без особой привязки к какому либо конкретному инструменту).
И здесь я хотел бы, после некоторых общепедагогических ассоциаций, обратить внимание ещё на одну сторону этого праздника исполнительства.
Мы знаем всех этих замечательных музыкантов в первую очередь по их работе в оркестровой яме, по их филигранной работе в контексте сложнейших партитур. А ведь это совершенно иной род деятельности, чем сольное или камерное исполнительство. Сольное исполнительство предполагает иные, бóльшие пространства для проявления того высочайшего мастерства, которым мы восхищаемся в рамках оркестровой игры.
И эти игры с формой, пространством и музыкальной свободой блистательно продемонстрировал концертмейстер группы гобоев заслуженный артист России Сергей Лысенко. Здесь была и феерическая виртуозность в “Каприччио” А. Понкьелли для гобоя и фортепиано (Н. Киселева), и как бы нарочитая, гипертрофированная филировка звука почти на пределе технических возможностей инструмента в “Вечерней песне” Р. Шумана, и переливающийся множеством тембров прекрасный “мерцающий” звук в Арии Ациса из оперы “Полифем” Н. Порпоры и арии Морганы из “Альцины” Г. Ф. Генделя.
Во втором отделении концерта собственно духовым квинтетом Большого театра (Николай Попов флейта, Сергей Лысенко, гобой, Сергей Петров, кларнет, Андрей Рудометкин, фагот и Алексей Раев, валторна) были исполнены квинтеты для духовых инструментов двух очень разных композиторов из разных эпох. Один из них — Джузеппе Камбини, творчество которого принадлежит концу XVIII века, другой — Август Клугхардт, немецкий композитор эпохи Брамса.
Очень приятно было видеть, как самые разные музыканты оркестра поддержали своим участием этот вечер гобоистов, посвящённый их великому педагогу. В концерте также принял участие ансамбль струнных инструментов (концертмейстер — заслуженная артистка России Инна Ли), придавший событию иной, ещё более солидный масштаб.