Замечательные исполнители, собравшиеся на сцене зальцбургского Моцартеума, приняли участие в многочасовом музыкальном марафоне вместе с Баренбоймом и музыкантами его оркестра “Западно-Восточный диван”.
Зальцбургский фестиваль знаменит не только историей и традициями, но в первую очередь масштабом: здесь одна из самых больших сцен в мире, сюда приезжают практически все крупнейшие музыканты, тут в течение пяти недель играется до 10 концертов, опер и драматических спектаклей ежедневно.
Неудивительно, что некоторые мероприятия форума достигают такого размаха, словно соревнуются с фестивалем в целом. Два года назад баритон Томас Хэмпсон вместе с приглашенными солистами исполнил 60 песен в четырехчасовом цикле “Запрещенные и изгнанные”. Казалось, в формате камерного концерта трудно придумать что-либо более масштабное, но Даниэль Баренбойм доказал обратное, пригласив желающих провести день с оркестром “Западно-Восточный диван”.
История проекта началась в Веймаре в 1999 году: над идеей коллектива, где бок о бок играли бы молодые музыканты из разных стран Ближнего Востока, вместе с Баренбоймом размышлял Эдвард Саид – журналист, социолог, автор нескольких работ по ближневосточному вопросу и музыкальный критик.
О том, чем важна эта идея и как она реализуется, маэстро Баренбойм рассказывал во вступительном слове, которым предварял каждое из отделений грандиозного концерта:
“Политики не могут договориться между собой, тогда как у нас араб и израильтянин сидят за одним пультом и взаимодействуют вполне успешно. То, что исходно они – по разные стороны баррикад, придает работе особый импульс: номинально они враги, но темперамент весьма схож у одних и у других. Мы часто спорим о политике, порой до крика доходит, но даже это более плодотворно, чем когда все сидят по домам, ничего не зная друг о друге”.
Результаты работы “Западно-Восточного дивана” Баренбойм демонстрировал, как и обещал, в течение целого дня: мероприятие началось в три часа пополудни и завершилось около 11 вечера (включая два антракта и полуторачасовой перерыв).
В качестве собственно оркестра музыканты выступили лишь раз, великолепно сыграв под управлением Баренбойма Концертную симфонию Моцарта с четырьмя солирующими духовыми. В остальное время на сцену выходили либо камерные ансамбли самых разных составов, либо молодые пианисты, которые аккомпанировали приглашенным певцам.
Вальтрауд Майер исполнила Вагнера, не только показав коронный репертуар, но и напомнив о композиторе, чья музыка до сих пор запрещена в Израиле. Доротея Решманн, блистающая здесь в “Свадьбе Фигаро”, с не меньшим блеском представила песни Шуберта. Не обошлось и без Томаса Хэмпсона, который идеально спел Штрауса и Вольфа; это стоило не только слышать, но и видеть – хотя бы потому, что ноты музыкантам заботливо переворачивал сам маэстро Баренбойм.
Баренбойм же сыграл на рояле в знаменитом “Форельном квинтете” Шуберта, завершившем долгий день. Вместе с симфонией Моцарта, которая открыла программу, музыка Шуберта образовала естественную арку. Помимо венской классики и романтических lieder программу украсили сочинения ХХ века, где оркестранты чувствовали себя ничуть не менее уверенно.
И если Концерт Веберна для девяти инструментов звучал не слишком шокирующе между Вагнером и Вила-Лобосом, то пьеса Булеза Memoriale с солирующей флейтой воспринималась после Штрауса как музыка иной вселенной, и притом оказалась очень красива. Золотым гвоздем программы стала “Сказка о солдате” Стравинского с блистательным Патрисом Шеро в роли чтеца.
Шеро представал то рассказчиком, то дьяволом, то незадачливым солдатом, чьи похождения иллюстрировал оркестр из семи музыкантов. И оказалось, что залог успеха проекта “Западно-Восточный диван” – не только толерантность, но еще и умение веселить и веселиться.
Илья Овчинников, “Газета”