Спектакль “И воссияет вечный свет” на музыку Реквиема Моцарта был поставлен выдающимся танцовщиком Владимиром Васильевым в год его 80-летия специально для сцены Театра оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани.
Этой постановкой, где на сцену в главной роли выходит сам Владимир Васильев, татарский театр и открыл свой новый сезон.
Спектакль Владимира Ваисльева – удивительный, мультижанровый, в котором все участники действа проживают музыку в движении – и хор (хормейстер – Любовь Дразнина), и кордебалет, и четыре певца-солиста, и пять пар солистов-танцовщиков, и даже дирижер (Ренат Салаватов) и оркестр, на кульминации поднятый из оркестровой ямы. Его игра воспринималась в общем контексте как танец.
Секрет такого эффекта прост – Владимир Васильев идет от музыки. Он ее не только слышит, но видит и пропускает через тело, поэтому все компоненты в спектакле глубоко органичны: “поющие” тела, видеоряд, представляющий картины Васильева, стихи – все существует в пространстве и континууме музыки и еще более усиливает воздействие музыки Моцарта.
А певцы – Гульнора Гатина, Екатерина Сергеева (Мариинский театр), Илья Селиванов (Большой театр), Евгений Ставинский (“Новая Опера”, Москва) в эстетике постановки напоминают то лики с икон, то влюбленных, то ангелов.
Главный герой – Владимир Васильев, читает свои стихи и является своего рода дирижером действия, в некоторые моменты действительно выполняя роль маэстро. И удивительным образом в его стати и достаточно скупых движениях чувствовались свойства его танца – легендарная полетность и тело, “звучащее” как музыкальный инструмент. Как сказал танцовщик – “в любой позе и движении должна быть бесконечность”.
Эту перспективу бесконечности задает Васильев и в драматургии, поставив в финале, после Реквиема “Аллилуйю” Моцарта (с участием всех музыкантов, включая джазовых), оставляя заключительным аккордом не скорбь по ушедшему, а благодарность за жизнь и любовь, надежду и путь к свету.
И еще одним смысловым акцентом его спектакля становится в итоге последний стих: “Не дай Бог мне задуматься: “быть иль не быть”, надо жить, остальное – приложится”.
Наталья Кожевникова, “Российская газета”