Концерт памяти Андрея Эшпая в Концертном зале им. Чайковского, пятый по счёту, состоялся 8 мая 2019 года.
Тема вечера – великая война, на которой А. Эшпай, лейтенант разведки 608 стрелкового полка 146 краснознамённой дивизии, прошёл путь от Вислы до Александерплатц – центральной площади Берлина.
Организаторы концерта пригласили не профессиональных вокалистов, а поющих актёров. И правильно. Вокалиста в первую очередь заботит красота его голоса. А песни о войне излишней вокализации сопротивляются.
Список участников внушителен по объёму и по качеству: Владимир Меньшов, Евгения Симонова, Владимир Качан, Гоша Куценко, Игорь Гордин, Полина Агуреева, Анна Синякина, Зоя Кайдановская, Ирина Леонова, Полина Лазарева, Виталий Ленский, Сэсэг Хапсасова, Валерий Гаркалин, Павел и Даниил Россомахины, студенты мастерской Владимира Панкова (ГИТИС). Что и говорить – имена почти сплошь звёздные.
Тут уместно сделать признание. Читая этот список перед началом концерта, мы с опытным коллегой ехидничали: насколько этот список к концу концерта сократится? Но мы оказались посрамлены – приглашённые пришли все до единого. Это лишний раз показывает, каким высочайшим уважением и любовью как человек и музыкант пользовался Андрей Яковлевич Эшпай.
Концерт был великолепно выстроен и шёл динамично. Вёл его сын композитора Андрей Эшпай младший. Каждую песню он предварял кратким комментарием, рассказывал об обстоятельствах, связанных с её созданием или исполнением.
Развеселила зал история, связанная с песней «Почему, отчего». Когда эта песня прозвучала по радио, в квартире Андрея Яковлевича раздался телефонный звонок. Звонил Леонид Утёсов.
«Он попросил: «Андрюша, разреши исполнить её, но с другими словами». Отец разрешил, и Владимир Котов написал другие слова. Так появилась одна песня на два разных текста».
Почти каждую песню зал встречал бурными аплодисментами – как свою давнюю знакомую.
В программе прозвучали двадцать песен Андрея Эшпая: «Каждый день шагают ноги», «Песня об иве», «Я не знаю, сам не знаю», «Ты, только ты», «Вижу из окна твой дом», «А снег идёт», «Спасибо», «Колыбельная», «Криницы», «Я сказал тебе не все слова», «Почему, отчего», «Ах, Одесса моя ненаглядная», «Ах, какая драма – пиковая дама», «Ребята настоящие», «Жила на свете стрекоза», «Что знает о любви любовь», «Разговор с тобой», «Родное сердце», «Два берега», «Зашумит ли клеверное поле».
Завершила программу песня «Серёжка с Малой Бронной», давшая название всему концерту. Её потрясающе исполнил Владимир Меньшов.
История её создания такова. Семья Эшпая ещё с довоенных времён жила в полуподвале на Большой Бронной. Как-то раз в окно ногой постучал Марк Бернес: «Есть стихи – нужна песня».
Это было стихотворение Евгения Винокурова «Москвичи». Музыку Эшпай написал быстро. Это были места, родные композитору с детства. И своих погибших друзей – Гену Новикова и Володю Никитинского – он вспоминал до конца своих дней.
Андрей Эшпай: «Не ожидал, что мои песни станут настолько популярными»
Потом под овации зала на сцену вышли все участники концерта. Мы все встали и вместе спели «Серёжку с Малой Бронной» ещё раз.
Песни о войне – это особый пласт отечественной музыкально-поэтической культуры. Насколько мне известно, он не имеет аналогов в мире. Среди них немало шедевров камерного жанра. Большинство из них – это законченные драматические миниатюры, и их нужно проживать на сцене, а не демонстрировать красоты голоса. Именно поэтому лучшими их исполнителями стали артисты театра и кино.
Меня до глубины души волнуют песни почти всех авторов этого уникального массива нашей культуры. Но моя любимая песня о войне – это «Серёжка с Малой Бронной», написаная Андреем Эшпаем на стихи Евгения Винокурова, тоже фронтовика. Я считаю её лучшей песней о войне! Второй куплет пронизан такой безысходностью, что горло перехватывает:
А где-то в людном мире
Который год подряд
Одни в пустой квартире
Их матери не спят…
С горем матери не сравнится ничьё, и оно безысходно.
Естественно, я не претендую на истину в последней инстанции. У одного из моих друзей любимая – «Эх, дороги» Анатолия Новикова на стихи Льва Ошанина. У другого – «Враги сожгли родную хату» Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского. Или «Тёмная ночь» Никиты Богословского на стихи Владимира Агатова. Это всё песни высшего класса, каждая имеет право претендовать на звание лучшей песни о войне (между прочим, большинство из них было написано не во время войны, а вскоре после).
Вся оркестровая часть концерта легла на плечи Российского государственного симфонического оркестра кинематографии п/у Сергея Скрипки. И надо отметить, что и коллектив, и его руководитель справились со своей задачей блестяще.
Кстати, хочу отметить, что Оркестр кинематографии в последнее время перерос своё предназначение. Создан он был – для записи музыки к фильмам – дирижёром Давидом Блоком (тестем композитора Владимира Юровского, начавшего династию из трёх поколений музыкантов – дирижёров и композитора).
За его пультом стояли Александр Гаук, Евгений Светланов, Юрий Николаевский, Григорий Гамбург, Марк Эрмлер, Константин Кримец, Георгий Гаранян и другие. С 1993 года по настоящее время главный дирижёр и художественный руководитель оркестра – народный артист России профессор Сергей Скрипка.
Сегодня, без всякого шума, Оркестр кинематографии вышел в число коллективов, выступающих на самых престижных концертных площадках столицы с серьёзными симфоническими программами и с известными солистами.
Надо знать, какую колоссальную физическую и психологическую нагрузку несут музыканты этого оркестра при записи фонограмм к фильмам. Ведь иногда из-за требований технологического процесса оркестр вынужден делать записи с одной репетиции, а порой и с листа. Как Сергей Скрипка находит время для репетиций концертных программ – понять трудно; но находит. В публичном концерте с листа не сыграешь, уж не говоря об аккомпанементе солистам.
Всё это свидетельствует о высочайшем профессионализме и оркестрантов, и дирижёра.
Сергей Скрипка: «Музыка кино может жить самостоятельной жизнью»
К сожалению, интерес к песням о войне носит «кампанейский» характер. Он предсказуемо вспыхивает дважды в год: 9 мая и 22 июня.
Власти любят изображать заботу о патриотическом воспитании, о поиске новых «духовных скреп». Но какой смысл искать новые, когда мы старыми не дорожим? Одной из таких скреп служат песни о войне.
Другое дело, что сегодня «патриотическое воспитание» насаждает не столько любовь к своей Родине, сколько агрессивно-милитаристскую ненависть к другим. В такие процессы эти песни, конечно, не вписываются. Они оплакивают жертвы той ненависти, которая обычно предшествует войне.
Завершаю этот репортаж на мажорной ноте. Меня порадовало в зале и в фойе большое число детей – в большинстве пришедших не с родителями, а с бабушками и дедушками. Прекрасно, что в юном возрасте они слышат не только рэп или тяжёлый рок, но и замечательные песни о войне, которые превращаются в песни против войны.
Владимир Ойвин