Соотношение гостей и хозяев на теперешнем форуме такое же, как и на предыдущем: три зарубежных оркестра и два наших, пропорция вполне естественная.
Между тем два года назад отечественный коллектив выглядел на I Фестивале скорее белой вороной – Россию представлял тогда Новосибирский академический симфонический оркестр. Насколько заслуженно он попал в один ряд с четырьмя зарубежными коллективами, оценить трудно: ждали президента, были усилены меры безопасности, поэтому прессу на концерт не аккредитовали. Постфактум говорили гораздо больше о появлении первого лица, нежели об игре новосибирцев под управлением покойного Арнольда Каца. В результате концерт запомнился в первую очередь как чисто имиджевое мероприятие, отнюдь не самое любопытное в программе фестиваля.
Годом позже присутствие российских музыкантов на форуме уже не казалось случайным. Уральский академический филармонический оркестр с Дмитрием Лиссом за пультом представил едва ли не самую интересную программу всего фестиваля, сыграв две симфонии Мясковского вполне на европейском уровне. Европейский же класс, хотя и со старомодным русским замесом, показали под занавес первый коллектив Санкт-Петербургской филармонии и его худрук Юрий Темирканов. Ради представленной ими Второй симфонии Рахманинова стоило вытерпеть даже временное "усиление" оркестра двумя десятками музыкантов со всей России с целью исполнения бриттеновских "Вариаций и фуги на тему Перселла". Выступление общероссийского коллектива, которое почти на официальном уровне называли изюминкой фестиваля, стало таковой скорее по статусу, нежели по факту.
Концерт ростовского академического коллектива, безусловно, событие музыкальное, а не статусное.
Полтора года назад в оркестр пришел новый главный дирижер – амбициозный маэстро Юрий Ткаченко, с которым коллектив впервые за 75 лет существования побывал в зарубежном турне. Когда стало известно о приглашении оркестра на московский фестиваль, областная администрация выделила 10 млн рублей на покупку новых инструментов. Возможно, ни к одному концерту в своей истории ростовчане не готовились так же тщательно, как к теперешнему. После Бамбергского симфонического они вопреки опасениям ничуть не разочаровали, представив сюиту из "Жар-птицы" Стравинского и Третью симфонию Скрябина.
Те, кто слышал на недавнем Пасхальном фестивале, как дирижирует "Жар-птицей" Валерий Гергиев, знают, что приблизиться к подобному уровню интерпретации практически невозможно. Юрию Ткаченко и его музыкантам это удалось. До галерки, откуда в Колонном зале слышно куда лучше, нежели из партера, долетал плотный и в то же время тонкий, будто кружевной, оркестровый саунд, напоминавший об эталонной записи "Жар-птицы", сделанной автором. Рядом с музыкой Стравинского, по определению лишенной какой бы то ни было серьезности, симфония Скрябина звучала чересчур высокопарно и архаично, однако оценить оркестр это не мешало, даже наоборот.
Едва ли имеет смысл сравнивать ростовчан с их коллегами из Вены или Берлина, но в Москве Ростовский симфонический оркестр показал себя абсолютно зрелым, сильным, профессиональным коллективом. Вот кого бы следовало поздравить президенту, ведь традиции исполнения классической музыки – не менее важная составляющая внешнего имиджа России, чем победы в футболе и на "Евровидении".
ИЛЬЯ ОВЧИННИКОВ, "Газета"