Трёхметровая деревянная труба напоминает гигантский свисток. Но самом деле – это главная голосовая связка будущего 2-регистрового органа.
«Остальные трубы короче, – поясняет органный мастер Павел Чилин. – Этот орган может играть на полтона ниже. Барочные музыканты играют в очень низком строе, все трубы сделаны с запасом, чтоб его можно было перестроить на полтона вниз».
Выпускник института авиационного приборостроения когда-то увлёкся игрой на лютне. Затем был роман с самодельной электрогитарой. И только потом Чилин по-настоящему влюбился. Что находится за строгим фасадом гигантского родственника маленькой флейты – узнал из немецкого журнала. Опираясь на опыт старых мастеров, Павел, методом проб и ошибок делал и собственные открытия. Сегодня его русские органы ничуть не уступают немцам.
«Они не лучше, не хуже, они другие, – говорит мастер. – Сами немцы говорят: “Вы счастливый человек, вы можете позволить себе эксперимент. Мы не можем себе этого позволить. Мы зажаты традициями”. У меня даже, бывает, обучаются немцы, они впитывают новые подходы, мы друг у друга подпитываемся».
Интереснее и сложнее создания органа может быть только его реконструкция. На стеллажах мастерской Павла Чилина лежат детали одного из самых первых петербургских органов. В начале ХХ века он звучал в Лиговском народном доме. Оставшийся от него комплект труб передан церкви святого Михаила на Васильевском острове.
Возродить орган мастер сможет в ближайшие годы. Органы Павла Чилина сегодня звучат в Западной Европе и в России. Самые первые инструменты – хранятся в петербургских музеях. Но гордость мастера – девятирегистровый орган – установлен в хоровом училище имени Глинки.
500 труб, две клавиатуры, 30 педалей – сегодня это самое крупное творение Павла Чилина. За десять лет на этом инструменте обучилось немало органистов. И, как говорят преподаватели училища, в Петербурге они без работы не останутся. В концертных залах города – десятки органов поют с русским акцентом.