Премьера не обошлась без интриги. Симфоническим оркестром должен был дирижировать прославленный итальянский маэстро Маурицио Донес, у которого сложились давние творческие взаимоотношения с ростовским театром. Вот и Моцарта ставили с его непосредственным участием. Незадолго до премьеры он сломал правую руку, но это обстоятельство не поколебало его желания стать за дирижерский пульт в день премьеры. "Я даже левой буду дирижировать" – заявил Донес. Однако в дело вмешалась небесная канцелярия, и рейс, на котором летел знаменитый итальянец с супругой, задержался из-за нелетной погоды. Маэстро вышел лишь на поклоны, а руководил оркестром Валерий Воронин, и, по общему мнению, блестяще справился со своей задачей.
– К этой работе во всем мире относятся очень трепетно, ее можно считать духовным завещанием композитора, – говорит художественный руководитель театра Вячеслав Кущев. – "Волшебная флейта" – последнее оперное творение Моцарта. Уже будучи тяжело больным, он создавал одновременно два разных по настроению произведения: "Реквием" и "Волшебную флейту".
Постановка потребовала от труппы огромных творческих усилий. Главный хормейстер Елена Клиничева призналась, что артисты боялись прикоснуться к произведению – настолько неподъемным, недоступным казалось им последнее творение Моцарта.
– Мы мечтали о "Волшебной флейте" давно, – рассказывает главный режиссер театра, постановщик оперы Константин Балакин. – В отличие от предыдущих работ нашего коллектива, "Волшебная флейта" исполняется не на языке оригинала. Опера написана на немецком, а мы поем ее на русском. Это принципиальное решение, постановка рассчитана на самый широкий круг зрителей. Диалоги героев несут большую смысловую нагрузку, ведь в наивный на первый взгляд сюжет Моцарт вложил глубокие философские мысли о смысле жизни, о любви.
Отдельного разговора заслуживают сценография и костюмы. Всего было пошито почти 300 костюмов. Как сказал Вячеслав Кущев, даже единственный элемент декорации может или разрушить постановку, или подчеркнуть ауру произведения. Художник по костюмам Наталья Земалиндинова и автор сценографии Степан Зограбян сумели передать дух времени и моцартовское настроение.
Сложнейшие вокальные партии, которые подкосили не одну творческую карьеру, ростовские артисты исполнили мастерски, что свидетельствует о том, что наш театр уверенно вступает в период творческой зрелости. Уже сам факт, что в Ростове-на-Дону решились поставить "Волшебную флейту" – редчайший для провинции случай! – подтверждает эту мысль.
Марина Бровкина, "Российская газета" ("Юг России")