Спектакль стал совместной продукцией Софийской национальной оперы и Французского Культурного Института в Болгарии.
Опера «Роберт-Дьявол» справедливо считается одной из вершин творчества Мейербера. Ее премьера состоялась в парижской Grand Opera в1831 году. В Софии, на сцене Софийской оперы, спектакль поставил французский режиссер, уроженец Ливана Уисам Арбаш. Оркестром дирижирует Дидье Талпен – директор Французского Культурного института в Софии.
Режиссер-постановщик предлагает болгарским зрителям современное прочтение истории о любви, о жизни и смерти, о добре и зле, о личной свободе выбора и предначертанной судьбе, хотя действие оперы происходит на Сицилии в далеком XI веке. В поставленной опере привлекает яркая музыка и живое действие, наполненное таинственностью, роковыми разоблачениями, поющим сатаной и балетом развратных монахинь.
Композитор Джакомо Мейербер родился в Берлине в 1791 году в семье крупного банкира. С детских лет его влекло к композиции. Однако его первые оперы, поставленные в Германии, не имели успеха. В 1816 году композитор переехал в Италию, где быстро усвоил мелодическую и вокальную манеру Россини. Итальянские оперы принесли ему известность. В 1827 году Мейербер переехал в Париж. Он понимал, что для завоевания Парижа нужно писать не итальянские оперы, а создавать нечто другое. Этим другим стал новый жанр – французской большой оперы, который возник с первым французским опытом Мейербера – оперой «Роберт-дьявол». Либретто написал мастер сценической интриги и непревзойденный изобретатель сценических эффектов Эжен Скриб.
Композитор взял за основу крупную оперную форму с широко выписанным фоном, яркими хоровыми и балетными сценами. Опера отличается виртуозными вокальными партиями, яркой театральностью, оркестровыми эффектами, умелым использованием музыкальных и сценических контрастов отдельных актов. Так, например, краткое вступление с эффектно звучащей темой тромбонов вводит в I акт, основанный почти исключительно на звучании мужских голосов; II акт отличается прихотливой, изощренной мелодикой с виртуозной арией Изабеллы; в III акте звучит известная мрачная ария Бертрама (ее можно услышать в исполнении Шаляпина).
Софийскую оперную публику восхищает не только необыкновенно прекрасная музыка Мейербера, а и высокопрофессиональное исполнение главных вокальных партий, хора и оркестра. Главные роли исполняют солисты Софийской оперы: роль Роберта, герцога Нормандии (тенор) – Георги Султанов и приглашенный певец из Франции – Филипп До; роль Бертрама, духа зла ( бас) – Светозар Рангелов, обладающий красивым зычным голосом и Мартин Цонев; роль Изабеллы, дочери короля Сицилии – несравненная Диана Василева (колоратурное сопрано) и солистка варненской оперы Ирина Жекова (сопрано); роль Рембо, нормандского трубадура (тенор) – Даниел Острецов и Николай Павлов; роль Алисы, его невесты (сопрано) – Олга Михайлова-Динева.
Специального внимания заслуживают оригинальные декорации спектакля – плод творческой фантазии и изысканного художественного вкуса Уисама Арбаша. Он представил новый тип декораций, используя разнообразные приемы воздействия в единой композиции пространства, объемов, фактур и особенно света не в целях изображения элементарного места действия, а для создания особого зрительного образа спектакля. Цветовое решение и игра со светом становятся контекстом сценического действия, раскрывая образные возможности актеров. Элегантные костюмы актеров, созданные художником Даниелой Йордановой, являются стильным дополнением к декорациям и выражают идейную концепцию режиссера и сценографа Уисама Арбаша.
В спектакле есть много балетных сцен, в том числе и знаменитый танец монахинь. Современная хореография Константины Ханджиевой гармонично переплетается с музыкой.
Первые представления оперы «Роберт-дьявол» на сцене Софийской национальной оперы были с восторгом приняты публикой.