МОСКВА, 5 мая 2013. Перед концертом Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) поздравил всех присутствовавших с праздником Светлого Христова Воскресения.
Он также поздравил инициатора проведения в Москве Пасхальных фестивалей, его художественного руководителя, директора и главного дирижёра Мариинского театра, недавно избранного председателем Всероссийского хорового общества маэстро Валерия Гергиева с 60-летием, подарил ему икону Богоматери и «Всех скорбящих радость» и сообщил, что за инициативу проведения Московского Пасхального фестиваля маэстро удостоен ордена святого благоверного князя Даниила Московского.
Фестиваль приветствовал министр культуры Владимир Мединский, указавший, что в этом году фестиваль особо отметит 70-летие одного из крупнейших сражений Второй Мировой войны – битвы на Орловско-Курской дуге, окончательно переломившее ход войны.
Оркестр Мариинского театра п/у В. Гергиева выступит в городах, где разворачивались наиболее напряжённые боевые действия: Курске, Орле и Белгороде. Всего коллектив сыграет в 14 городах — кроме Москвы и Санкт-Петербурга это Тула, Калуга, Смоленск, Брянск, Нижний Новгород, Кострома, Ярославль, Вологда, Череповец. Всего в рамках симфонической, хоровой, камерной и звонильной программ Пасхального фестиваля 2013 состоится более 90 концертов.
В программу концерта-открытия вошли Четыре симфонические медитации «Вознесение» Оливье Мессиана, «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского в оркестровке Мориса Равеля, и Концерт № 2 для фортепиано с оркестром П. Чайковского (солист – Денис Мацуев).
Несмотря на ночь в поезде и второй полноценный концерт в этом же зале в течение дня с почти другой с отличной от дневной программой оркестр звучал легко; в конце первого отделения Гергиев на бис исполнил вступление к балету П. Чайковского «Спящая красавица».
Денис Мацуев Мацуев сыграл Второй фортепианный концерт П. Чайковского в собственной манере – громко и стремительно. А вот на бис он очень сдержанно, с хорошим вкусом и лирично сыграл «Осеннюю песню» из «Времен года» П. Чайковского.
Официальному открытию Пасхального фестиваля предшествовал концерт в тот же день, но начавшийся в 14 час. Вернее, как нередко у Гергиева, – на полчаса позже объявленного. С вечерней программой дневной концерт пересёкся только на Мессиане.
Цикл «Вознесение» был исполнен в точном соответствии с его подзаголовком – медитации. Особо ярко прозвучала ликующая медитация «Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на кимвалах звонких» (Псалом 150).
Из четырёх музыкальных картин из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» наибольшее впечатление произвела «Похвала пустыне». «Сече при Керженце» несколько не хватило энергетики.
В заключение концерта всемирно известный бас Рене Папе вместе с оркестром мастерски исполнил сцену прощания с Брунгильдой и заклинание огня из оперы «Валькирия» Рихарда Вагнера – второй из тетралогии «Кольцо нибелунга». На общее впечатление от исполнения не повлияли некоторые чисто вокальные проблемы – видимо, Папе был слегка простужен.
В целом дневной концерт произвёл сильное впечатление — зачин нового Пасхального фестиваля получился эффектным.
Текст: Владимир Ойвин, Александр Солдатов. "Classica FM"