Концерт австрийского ансамбля moderntimes_1800, основанного в Инсбруке, больше был похож на некую разведывательную операцию, попытку сориентироваться, чем на громкое событие, которым он на самом деле должен был стать. В двухчасовом выступлении четверых музыкантов, главный из которых – скрипач Илья Король, большинство пунктов проходило под графой "впервые". Впервые в Киев приехал струнный квартет высочайшего уровня, играющий на оригинальных инструментах XVIII века. Впервые музыка классиков Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Генри Перселла звучала не в осовремененной версии, а с пониманием заложенных в ее основу риторических фигур и фразировки.
Концерт moderntimes_1800 состоялся в Киеве благодаря инициативе его руководителя, скрипача и дирижера Ильи Короля (возглавляет ансамбль вместе с гобоисткой Юлией Моретти), который игре на скрипке начинал учиться в родном Киеве, затем окончил Московскую консерваторию и в годы перестройки эмигрировал в Западную Европу.
Нынешнее выступление господин Король планировал как начало своего возвращения в Украину, куда бы ему хотелось привезти не только квартет, но и полный состав камерного оркестра, включающий в себя около сорока музыкантов. Вероятно, поэтому среди публики преобладали не музыканты (многие просто не знали о приезде ансамбля, так как рекламы было крайне мало), а представители дипломатического корпуса.
Концерт можно смело назвать выдающимся музыкальным событием. В его программе звучали дивертисменты Гайдна, моцартовские аранжировки музыки Иоганна Себастьяна Баха и фантазии Перселла. Причем если Гайдна и Моцарта еще можно было представить в том виде, в котором они звучали,– с осмысленной фразировкой, "цельными", исполняемыми на одном дыхании пассажами,– то музыка Перселла даже в этом контексте казалась чем-то неимоверным – то ли дичайшей архаикой, то ли полифоническими наслоениями, преодолевающими самые строгие законы музыкальной гармонии.
Однако игра moderntimes_1800 все-таки оказалась "игрой по правилам". Илья Король не скрывает, что сначала ему, как и другим участникам коллектива, приходилось не только перенимать исполнительскую манеру у старших коллег (самый главный человек в этом ряду – Рейнхард Гебель, долгие годы руководивший в Кельне ансамблем старинной музыки), но и искать ответы на вопросы в старинных трактатах.
блиц-интервью
"Дело не в возрасте инструмента – скрипки Страдивари звучали сразу"
После украинского дебюта ансамбля moderntimes_1800 его руководитель ИЛЬЯ КОРОЛЬ ответил на вопросы корреспондента Ъ ЮЛИИ БЕНТИ.
– Ансамбль moderntimes_1800 играет на исторических инструментах. В чем принципиальное отличие старинной скрипки от современной?
– В старых скрипках шейка и гриф были абсолютно прямыми, а сейчас они под углом. Натяжение струн стало больше. На самом деле в конце XVII века итальянские мастера экспериментировали с инструментами гораздо больше, чем сейчас.
– То есть идеальной модели старинного инструмента не существует? – Безусловно, все они разные. Принципиальны только другая форма подставки и жильные струны, которые дают совершенно другой звук. Дело не в возрасте инструмента. Ведь скрипки Страдивари звучали сразу. Для современников эти инструменты почти ничего не стоили, были доступны даже студентам консерваторий. Это сейчас их продажа стала бизнесом.
– Лично у вас их сколько? – У меня разные скрипки. Основных инструментов – два. Один – 1730 года, "итальянец" неизвестного мастера, вы его слышали. Звучит хорошо – и это главное. Романтику и современную музыку играю на современной скрипке, которую приобрел пару лет назад,– замечательного австрийского мастера Кая фон Штитенкрона. Я просто в восторге от этого инструмента!
– Как появилось название moderntimes_1800? – 1800 год – это граница, когда музыка, по сути, перестала быть достоянием элиты, высоким, придворным искусством и "вышла в народ". Это было связано с французской революцией, с индустриализацией, и все это повлияло на музыкальный стиль.
– Для вашего ансамбля важно извлекать на свет новую, ранее неизвестную музыку?
– Мы постоянно ищем музыку. Но есть такое хорошее немецкое выражение – "zu recht vergessene Musik", "справедливо забытая музыка". В библиотеках лежит очень много партитур, и многие европейские ансамбли – в принципе, мы все друг друга знаем, музыкальный мир тесен,– занимаются "раскопками". Но большой процент этой музыки неинтересен, не является чем-то таким, ради чего стоит тратить огромные деньги на записи.