На концерте в КЗЧ был самый настоящий аншлаг. Причиной тут, конечно, и тот мощнейший резонанс, который получил предыдущий приезд УАФО в столицу полтора года назад на Фестиваль симфонических оркестров мира. И все-таки одного этого едва ли хватило бы, чтобы до отказа заполнить зал. Многих, безусловно, привлекло участие в концерте пианиста Бориса Березовского, который постоянно сотрудничает с оркестром и даже записал с ним на известном западном лейбле "Mirare" все концерты Рахманинова. В этот вечер прозвучал Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, самый из них популярный. Да и вся программа в целом была посвящена Рахманинову.
Вообще-то говоря, могло бы показаться странным, что в концерте абонемента, само название которого подразумевает основной акцент на оркестрах, не было ни одного чисто оркестрового сочинения. В первом отделении, как уже было сказано, звучал Второй концерт для фортепиано с оркестром, во втором исполнялись "Колокола" – поэма для оркестра, хора и солистов. И тем не менее именно оркестр и его маэстро Дмитрий Лисс стали главными героями вечера.
Пожалуй, даже в фортепианном концерте на этот раз интереснее было слушать оркестр. Борис Березовский, как показалось, был не совсем в настроении, да и прорепетировать еще раз концерт с оркестром, похоже, не успел. Поэтому, несмотря на многолетний контакт и отнюдь не первое совместное исполнение данного сочинения, ансамбль между ними складывался не всегда безупречно, а сам пианист играл подчас с долей какой-то расслабленной небрежности. Впрочем, его харизма все равно действовала на публику и музыкантов, а в лучшие моменты вдруг возникал, как по волшебству, фирменный звук Березовского, за который прежде всего его и любят.
Дмитрий Лисс, отчасти следуя за импульсами пианиста, давал весьма быстрый темп, и это пошло только на пользу целостности интерпретации, в которой совершенно не ощущалось длиннот, что начинают мерещиться в не столь уж и протяженном произведении при более медленных, "медитирующих" трактовках. Равным образом, Лиссу удалось уйти от той набившей оскомину слащавой патоки, на которую нет-нет да и сбиваются столь многие. Словом, это был, несомненно, один из лучших Вторых концертов, какие приходилось слышать за последнее время. И одна из лучших рахманиновских программ.
Рахманинов – один из несомненных коньков Дмитрия Лисса и УАФО, что еще раз показали "Колокола", в которых масштабная и глубокая дирижерская интерпретация счастливо сочеталась с высококачественной игрой музыкантов. Хорош был и Симфонический хор Свердловской филармонии, недавно созданный Верой Давыдовой. А вот уровень солистов показался несколько провинциальным. Впрочем, они по крайней мере понимали, что поют, и это совсем не так уж мало…
В общем, спасибо Московской филармонии за эту возможность услышать в Москве один из лучших российских оркестров. Да-да, не "лучших провинциальных", а просто лучших, ибо УАФО способен сегодня абсолютно на равных конкурировать с любым из наиболее знаменитых столичных собратьев. Что еще раз и доказал.
Дмитрий Морозов, газета "Культура"