Концерт начали одним из самых известных произведений Амадея Моцарта – Симфонией #40. Недостающих исполнителей на деревянных духовых инструментах и валторне позвали из разных оркестров, отобрав самых лучших, из симфонии же вытряхнули всю вековую пыль и сыграли как новенькую – радуясь каждой ноте и восхищаясь словно заново открытым мелодиям.
Следующим номером прозвучал флейтовый Концерт Карла Филиппа Эммануэля Баха. Солировала в нем сеульская флейтистка Хьюн Ум Йон, победительница многочисленных состязаний, в том числе и Конкурса им. Марии Канальс в Барселоне, и обладательница золотой флейты, которой она ловко манипулировала во время игры, шаловливо пуская в зал солнечных зайчиков. Госпожа Йон играла технично, но тише, чем следовало бы, словно пытаясь замаскироваться под участницу оркестра,– и затягивала окончания фраз, норовя замедлить общий темп игры. При этом оркестр отлично ощущал ход музыкального времени и мягко пресекал попытки флейтистки притормозить, возвращая музыку в должные темповые рамки.
Второе отделение открыл аутентикой уроженец Харькова, а ныне швейцарский виолончелист Денис Северин: не хуже профессионального лектора он объяснил слушателям композиторские принципы Луиджи Боккерини и озвучил его Концерт #7 для виолончели с оркестром, включив в него каденции собственного сочинения – так, как это было принято в эпоху Боккерини. Господин Северин представил публике действительно аутентичную трактовку – вплоть до традиции играть без дирижера,– тем самым заставив музыкантов самим следить за звуковой вертикалью.
К финалу припасли Серенаду для струнных до мажор Петра Чайковского. Длинный четырехчастный цикл музыканты сыграли совсем нескучно, подыскивая нужный образ и тембр для каждой мелодии. Корейский дирижер Йон Чил Ли постоянно менял тип жеста, то рисуя в воздухе резко очерченные вертикальные линии, то переводя их в мягкие горизонтальные волны, то оставляя от движений едва заметные намеки.
Однако главными в этот вечер все-таки были хозяева. Камерный ансамбль "Киевские солисты", представляющий Украину на лучших мировых концертных площадках, многовековые традиции исполнения усвоил отлично: как и подобает европейцам, струнные настраивались за кулисами, не отнимая время у слушателей, технические трудности преодолевались с легкостью, а скрипки идеально сливались в общий тон – так, словно играет один инструмент. И что самое приятное – оркестр достоинства свои не выпячивал, а, как и надлежит добрым хозяевам, всячески содействовал раскрытию талантов гостей.
“Киевские солисты” приняли гостей
Кстати