Эта часть вечера по каким-то загадочным закулисным соображениям была доверена Михаилу Татарникову — молодому, подающему надежды дирижеру Мариинки, которому после такого карт-бланша придется подавать их еще активнее. Но наиболее впечатляющей половиной вечера все же была другая, когда шеф оркестра Михаил Плетнев играл очень редко исполняемую Первую симфонию 28-летнего Скрябина: немного Чайковского, немного Вагнера и даже Малера, много Танеева, секундные проблески собственно скрябинских порывов и в конце — трогательная ученическая фуга со словами «Слава искусству». Но как тщательно и любовно всю эту горячую мечтательную мешанину озвучил Плетнев — было просто не оторваться! В любом случае, надо признать, что завершение фестиваля вышло с интеллектуальным шиком.
Правда, у этого мероприятия была и другая, не столь парадная сторона. Параллельно с концертами проходило заседание организации под названием АСКОР (Ассоциация руководителей симфонических и камерных оркестров), на которой, собственно, и держится фестиваль, ежегодно сталкивающий высококлассные заграничные коллективы с каким-нибудь представителем российской провинции.
Тут пытаются максимально позитивно взглянуть на ужасающее состояние оркестрового хозяйства страны. А ситуация такова: денег нет, менеджмента тоже, инструментарий хуже некуда, оркестранты играют на дровах, практически нет приличных залов и вообще залов, хоть как-то пригодных по своей акустике для классической музыки, — тут даже и советскую эпоху добрым словом не помянешь.
И, наконец, главная беда. Региональные власти привыкли гордиться чем угодно, но только не своим симфоническим оркестром. А без этого получается, что пролетит Гергиев (Башмет, Федосеев, Спиваков) ясным соколом по стране — и будет вам счастье. И то не всем. Не пролетит — не будет. А то, что приехавшие на нынешний московский фестиваль оркестры Тулузы или Кельна вовсе даже не столичные, а очень хорошо играют и пользуются уважением не только в мире, но и в родном городе, — это к нам не относится.
«Мы провозгласили одну жизнь, а хочется жить в другой», — сказал представителям АСКОРа бывший директор Московской филармонии, ныне работник Минкульта Алексей Шалашов. За этими грустными словами последовали прямо даже страшные: «Минкульт не может инициировать такие вопросы, их должно инициировать общество».
А ведь совершенно понятно, что общество не будет ратовать за строительство новых концертных залов и закупку тромбонов, оно даже не подозревает о таких проблемах. Если в нашей музыкальной провинции что-то и теплится, то это исключительно благодаря отдельно взятым конкретным людям, а не обществу, которого нет.
На сегодняшний день лучше всего теплится в Екатеринбурге, где довольно уникальная ситуация и чей европейского уровня оркестр был одним из прошлых участников фестиваля. То обстоятельство, что в праздничный день скрябинского концерта по соседству, в Кремле, дали Госпремию екатеринбургскому главному дирижеру Дмитрию Лиссу и, еще невероятнее, музыкальному менеджеру, директору тамошней филармонии Александру Колотурскому, — это, если вдуматься, посильнее Первой симфонии Скрябина будет.
Екатерина Бирюкова, "OpenSpace"