Поминовение жертв Голодомора 1932–1933 годов в нынешнем концертном сезоне приобрело размах, достойный пера одновременно Толстого и Кафки. К мрачному 75-летию не остались безучастны пианисты, дрымбари и фольклорные хоры. Как часы, с пусть отстающим, но годным механизмом, заработал закупочный отдел Министерства культуры. Трагической годовщине посвящали фестивали, симфонические программы и даже хореографические сюиты. К хору композиторов, подавших голоса за осуждение геноцида присоединились Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен и Джузеппе Верди. В пенящемся креативном потоке зазвучали сочинения украинских авторов, далеко не всегда соответствовавшие уровню, необходимому при столь серьезной тематике.
Известие о том, что 21 ноября в Национальной филармонии в присутствии президента страны будет исполнена оратория Юрия Ланюка «Скорбна мати» на слова Тычины, знатоки музыки восприняли с надеждой. Блестящий львовский композитор, виолончелист и педагог Ланюк – носитель безупречной художественной репутации. Присуждение ему в 2005-м Национальной премии им. Шевченко стало одним из тех редких случаев, когда фигура награжденного не вызывала недоумения даже у отъявленных скептиков. Музыкальный язык Ланюка, основанный на достижениях польской авангардной техники и подкупающей украинской мелодичности, произвел фурор на многих столичных композиторских фестивалях.
На премьерное исполнение его новой оратории была брошена тяжелая музыкальная артиллерия Киева: Национальный симфонический оркестр во главе с дирижером Владимиром Сиренко, хоровая капелла «Думка», детский хор «Щедрик», солирующие сопрано, баритон, а также лирник Тарас Компаниченко. Композитор мужественно согласился на купюры длинною в 270 тактов (оставшиеся 65 минут звучания – и те заставляли хвататься за голову устроителей протокольных мероприятий). И спокойно перенес отсутствие в зале некоторых титулованных коллег из Национального союза композиторов.
Обнажившиеся во время акции внутренние смысловые сюжеты по красноречию порой не уступали поэзии. Вышедшие на сцену музыканты, среди которых было около 50 женщин и 40 девочек младшего школьного возраста, почтили память ушедших 10-минутной ферматой молчания. Ровно столько времени понадобилось, чтобы, наконец, дождаться появления в зале президентской четы. Со скорбной речью выступил Евгений Нищук – актер и до того появлявшийся в филармонии в роли спикера из «Царя Эдипа» Стравинского, комментирующего картины самоубийств и самоослепления. Тексты молодого Тычины наряду с солисткой Львовской оперы Наталией Дацько пел баритон Роман Страхов – вокалист, чьей самой эффектной ролью в Киеве является доктор Хоботов, распинающий шприцами своего конкурента в опере «Палата №6» Владимира Зубицкого.
Дирижер Владимир Сиренко сделал все для того, чтобы заложенный автором образ – иссеченное бурей поле, почва которого сотрясается от гула врытых туда живьем колоколов – стал по-настоящему осязаемым. Во всяком случае, на лицах сидевших в третьем ряду Виктора и Екатерины Ющенко, Раисы Богатыревой, Игоря Юхновского и Вячеслава Кириленко читались проблески понимания и искреннее сострадание
Роман Юсипей, для «24»