В либретто, написанном Роксаной Сац и режиссером-постановщиком Виктором Рябовым по Марку Твену, авторы, по их собственному признанию, ставили себе задачу раскрыть природу власти и ее разрушительное воздействие на душу человека. Но если в изображении городских низов, «мира нищих» они вполне преуспели, то «мир дворцов», представленный глупыми и капризными кузинами принца да начальником стражи со свитой, выглядит в спектакле гораздо менее убедительно.
Вообще музыка Ефрема Подгайца, известного многими своими работами для детей (только в Театре Сац идут его «Дюймовочка» и «Повелитель мух», а Большой театр принял к постановке балет «Мойдодыр»), ближе все же к стилистике мюзикла, чем оперы. Сольные партии хоть и не отличаются особой мелодической изысканностью, вплетены в общую музыкальную ткань вполне добротно и профессионально. Интересной показалась сцена с сумасшедшим стариком, блестяще исполненным заслуженным артистом России Николаем Петренко.
Именно его вокальная партия, густо насыщенная, как впрочем, и остальная музыка оперы, диссонансами, наиболее ярка и убедительна.
Среди других актерских работ хочется отметить Марию Смирнову, сыгравшую мать Тома, и его отчима Джона в исполнении Александра Цилинко. Остальные компоненты спектакля также весьма достойны. Яркие костюмы и декорации от Анатолия и Анны Нежных, хореография Бориса Ляпаева и оркестр под руководством Константина Хватынца.
Правда, некоторые технические накладки – как, например, неработающие микрофоны у хора (наличие которых лишний раз напоминает о мюзикле) – представляются вполне поправимым злом, борьба с которым – дело времени. В целом же, думается, детям и подросткам будет интересно отождествить себя с героями Марка Твена, судьба которых показывает: власть хоть и разрушительна, но не всесильна.
Герои Марка Твена запели на сцене Театра им. Н. Сац
Кстати