Век назад, 31 мая 1912 года, открытие музея проходило в необычайно торжественной обстановке – императора Николая II и вдовствующую императрицу Марию Федоровну встречал основатель ГМИИ, тогда еще Музея изящных искусств имени Александра III, профессор Московского университета Иван Цветаев.
Гости нынешнего юбилейного вечера смогли в полной мере проникнуться атмосферой того дня – по воспоминаниям, которые оставила дочь основателя музея, поэтесса Марина Цветаева. Там, в частности, есть такие строки "Молебен кончен. Вот государь говорит с отцом, и отец, как всегда, чуть склонив голову набок, отвечает".
Со сцены их прочла актриса Ольга Остроумова, в то время как на огромный экран позади нее проецировалась черно-белая хроника строительства музея и его открытия.
Среди гостей юбилея был премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, который отметил талант и беззаветное служение искусству сотрудников ГМИИ и особо – его бессменного с 1961 года директора Ирины Антоновой. На этих словах абсолютно все присутствующие встали с мест, развернулись в сторону правительственной ложи, где в сопровождении коллег и супруги премьер-министра Светланы Медведевой находилась Антонова, и устроили бурную и продолжительную овацию.
Аплодисменты в этот вечер смолкали только для того, чтобы не мешать музыкантам – оркестрантам Большого театра, "Солистам Москвы" под управлением Юрия Башмета, нынешнего худрука Декабрьских вечеров и исполнителям из академического хора им. Свешникова и ансамбля "Хортус Музикус", а также танцовщикам, среди которых были прима-балерина Большого театра Светлана Захарова и артисты Театра балета Бориса Эйфмана.
Они выступали на фоне кадров, повествующих об архитектуре музея, шедеврах его коллекции и привозных выставок, Декабрьских вечерах Святослава Рихтера – словом, обо всем, что связано с музеем и что стало частью его долгой и славной истории, где было место и трагическим моментам.
Так, например, под исполненную "Солистами Москвы" камерную симфонию Дмитрия Шостаковича гости смогли увидеть ГМИИ в годы Великой Отечественной войны – как сотрудники паковали для эвакуации экспонаты и укрывали от бомбежек те, что из музея вывезти было невозможно.
Отдельно было рассказано о жемчужине коллекции музея – собрании импрессионистов и художников рубежа XIX-XX веков: под финал сонаты для флейты, альта и арфы Клода Дебюсси, считающегося импрессионистом от музыки, один за другим сменялись кадры с "Голубыми танцовщицами" Эдгара Дега, "Портретом доктора Рея" Винсента ван Гога, "Девочкой на шаре" Пабло Пикассо и другими музейными шедеврами.
Среди них – работы скульптора Огюста Родена, в честь которого Борис Эйфман поставил одноименный балет, посвященный творческому гению и человеческим страстям. Исполненный фрагмент постановки стал одним из наиболее эффектных номеров юбилейной программы, которая завершилась выходом на сцену всех сотрудников ГМИИ под сцену триумфа из оперы "Аида" Джузеппе Верди.
И гости, среди которых были режиссер Марк Захаров, сатирик Михаил Жванецкий, художник Илья Глазунов, министр столичного правительства Сергей Капков, бизнесмены и коллекционеры Петр Авен и Тамаз Манашеров, снова рукоплескали коллективу ГМИИ стоя.
Торжественным вечером для избранной публики юбилейные мероприятия не завершаются – в самом музее все желающие сейчас могут увидеть несколько уникальных выставок. Одна из них, "Воображаемый музей", представляет шедевры из крупнейших музеев мира – например, Лувра и Прадо. Другая – "Портреты коллекционеров" – демонстрирует то, что обычно скрыто от глаз, а именно произведения из крупнейших московских частных коллекций. И, наконец, третья экспозиция с авангардным дизайном рассказывает об истории музея и о том, что ждет его в скором времени. Именно здесь можно увидеть макет будущего "Музейного городка", которым станет ГМИИ после долгожданной реконструкции.